Гойко Митич
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Гойко родился на бывшей территории Югославии в местечке Лесковац. Отец – Живойин Митич, занимался сельским хозяйством, в годы Второй мировой войны был активным участником партизанского движения.
"Я был совсем маленьким и плохо помню Вторую мировую войну. Помню лишь людей в военной форме. Мой отец был партизаном, он уже потом рассказывал мне про то, как воевал. Для меня отец всегда был героем, он был честным человеком, не боялся ничего. После войны отказался от пенсии ветерана боевых действий. Думаю, что это от него мне передалось: я никогда не обманывал, поступал по справедливости и с годами все больше становлюсь похожим на отца, – рассказывает Митич.
– У меня было счастливое детство… Родился в деревне, лазил по деревьям, огородам, у нас там росло все – овощи, фрукты, виноград… Я точно знал, когда какой сорт созревает, какой вкусный, какой – не очень. У моей бабки были буйволы, и каждое утро она поила меня парным молоком. Я был деревенский мальчишка, сорванец, но при этом хорошо учился в школе. Бабка, видимо, устала со мной возиться и отдала меня в школу на год раньше, чтобы я под ногами не вертелся. Бабушка тоже многому меня научила, говорила: "Не оценивай и не суди никого. Каждый человек знает и умеет что-то лучше, чем ты. Ты можешь этому у них научиться". Мама была как невидимая рука – всегда меня поддерживала и помогала, оберегала. Стоило мне ночью захотеть пить, мама уже несла кружку с водой. Я был послушным ребенком, но один проступок помню до сих пор. Соседский мальчик старше меня предложил украсть у соседей детенышей ангорских кроликов, и мы украли по одному крольчонку каждый. Отец увидел меня с добычей и велел отнести обратно, где взял. Я вернул зверька, но совесть меня мучила очень долго. Хоть отец ни разу меня даже не шлепнул за всю жизнь, только на словах все объяснял".
С детства будущий актер активно увлекался спортом: играл в гандбол, футбол, занимался легкой атлетикой, гимнастикой и греблей.
"В юности я входил в сборную Югославии по гребле, а потом это умение пригодилось на съемках фильмов про индейцев, когда осваивал пирогу", – признается Гойко.
Он мечтал стать тренером, окончив Белградский институт физической культуры.
Театр
В зрелом возрасте Митич переехал в Германию, где работал в качестве театрального актера. Он играл в немецком театре города Бад-Зегеберг. В его репертуаре были роли Труффальдино, Робина Гуда и Спартака.
Также в Мекленбургском театре Гойко перевоплощался в индейца в пьесе "Полет над гнездом кукушки".
Кинематограф
В 1960 году юноша дебютировал в кино каскадером в английском фильме "Ланселот и королева". Впоследствии снимался в массовке в серии картин про Виннету – экранизаций литературных произведений Карла Мая.
"Я ведь случайно попал в кино студентом физкультурного института. В то время в Югославии снималось много фильмов кинематографистами разных стран – Германии, Франции, Чехии. И постоянно требовались люди в массовку. Как-то к нам в институт пришли люди из съемочной группы английского фильма "Ланселот и королева" выбирать физически крепких ребят. Ассистент по актерам спрашивает: кто умеет ездить верхом на лошади, я говорю, что умею. И меня взяли дублером главного героя, вручили длиннющее копье, тяжелый щит, усадили на коня, и я должен был вести отряд из двухсот всадников. Мне все показалось интересным, я наблюдал за главными героями, как они репетируют, учат текст, и думал: "Ничего сложного, я тоже так смогу!" Но когда мне стали давать роли с текстом, я понял, как это непросто. Снялся в нескольких фильмах, сначала в маленьких ролях, потом все в больших и больших, а после выхода картины "Сыновья Большой Медведицы" понял, что возврата к прошлой жизни нет: я стану только актером, – рассказывает Гойко.
В 1966-ом Митич уехал в ГДР (ныне Германия), снимался на киностудии ДЕФА в ролях индейцев. В том же году вышла лента "Сыновья Большой Медведицы", где ему доверили ключевого персонажа – Токей Ито, индейского вождя.
"Помню, как получил приглашение сыграть индейца Токей Ито, еще живя в Югославии. Я собирался уехать кататься на лыжах, уже вышел за дверь, и вдруг звонок, с неохотой вернулся. Секретарша "Югославия-фильм" говорит, что срочно нужно ехать на пробы. Приехала съемочная группа из Германии и хочет со мной встретиться. А я ей в ответ: мне нужно кататься на лыжах, остальное подождет. Но, поразмыслив, на белградскую студию поехал. Там меня ждало уже все начальство. Спросили, езжу ли я верхом, говорю по-немецки. Сказал: да, учил в школе. Режиссер воскликнул: "Вот наш Токей Ито!" – меня утвердили. В общем, вот так порой случай решает многое в жизни. Я мог бы не взять трубку, поехать на лыжах, и моя жизнь прошла бы по-другому. Но я ответил на звонок и получил шанс, который сумел использовать", – вспоминает артист.
После успеха прошлого фильма на экранах появился вестерн "Чингачгук – Большой Змей". Митич предстал в образе Чингачгука. В качестве сценарной основы фильма был использован роман Фенимора Купера "Зверобой".
Спустя год картина была закуплена для проката в СССР и сербский актер приобрел большую известность среди советского зрителя.
Затем актер успешно снялся в таких проектах, как "След сокола", "Белые волки", "Смертельная ошибка", "Оцеола", "Текумзе", "Апачи", "Виза на Окантрос", "Ульзана", "Братья по крови", "Вождь Белое Перо" и других.
В 2000 году артист получил немецкое гражданство, он снялся в сериалах "Запрещенная любовь", "Герои как мы", "Путь к счастью".
Стоит отметить, что на протяжении всей творческой карьеры Гойко преследовала роль индейца. Так в 2016-ом ему вновь достался образ вождя краснокожих – Инчу Чуна в "Виннету и Олд Шаттерхенд".
"Балканский рубеж"
Актер получил приглашение от режиссера Андрея Волгина в военную драму "Балканский рубеж". Митич создает образ героя начальника полиции. В широкий прокат картина выйдет весной 2019 года при поддержке ВГТРК.
Фильм рассказывает о событиях в Югославии в 1999 году. Российская спецгруппа получает приказ взять под контроль аэродром Слатина в Косово и удерживать его до прихода подкрепления. Этот стратегический объект также крайне важен албанскому полевому командиру и натовским генералам. Группа вынуждена принять неравный бой с террористами. К аэродрому устремляются российские миротворцы и силы НАТО. Мир вновь близок к большой войне. Но командиру спецгруппы Андрею Шаталову не до политики: в аэропорту среди заложников его любимая девушка Ясна…
"Когда российские продюсеры предложили мне участвовать в картине, они спросили: "Как вы относитесь к этой теме?" Я ответил: "Я серб – значит, должен здесь сняться!" У меня в фильме не главная, но довольно значимая роль", – признается Гойко.
Личная жизнь
Актер не женат, имеет взрослую дочь. У него было множество служебных романов и отношений с поклонницами.
В конце 1960-х у Гойко случилась интрига с известной красавицей – польской актрисой Барбарой Брыльской. Они сблизились на съемках фильма "След сокола".
А во время работы над проектом "Ульзана" он не устоял перед чарами артистки Ренаты Блуме. Молодые люди даже стали жить вместе, но Митич не был готов к созданию семьи.
"Она была потрясающе красива! И к тому же свободна. Незадолго до нашей встречи она развелась с мужем, режиссером Франком Байером. Я к ней подкатывал и так, и этак, но Ренате долго держала оборону. Говорила, что больше никогда не свяжется с коллегами-киношниками. Съемки закончились, а я, так и не добившись взаимности, почти забыл про нее. Однажды пошел по магазинам искать подарок, уж и не помню для кого, заглянул в фарфоровую лавку. Там и столкнулся нос к носу с Ренате. Конечно же, предложил зайти в соседний бар на чашечку кофе. За кофе последовала рюмочка вина. Ну а потом я пошел ее провожать... Но Ренате – вовсе не эпизод в моей жизни. Мы встречались два года. О семье я тогда и не думал. Она очень ревновала, видя, как меня осаждают красивые юные поклонницы. Были срывы, скандалы. В общем, Рената поняла, что я не подхожу на роль мужа. А, может быть, просто не очень любила", – рассказывает Митич.
В 1992 году от отношений с итальянкой Рамоной у артиста родилась дочь. В одном из интервью он признается: "Я жертва своей работы, из-за нее я не смог создать семью – не было времени. Но у меня есть любимая дочка. У нее русское имя Наташа, ласково я называю ее Нати. Дедушкой она меня еще не сделала, но я ее не тороплю, в личную жизнь не вмешиваюсь. У нас очень близкие отношение. Думаю, характером дочка похожа на меня. Мне порой страшно за нее – она слишком хороша для нашего жестокого мира, слишком добрая и открытая. В детстве Наташа играла со мной на театральной сцене, но, повзрослев, не выбрала эту профессию. Она понимает, что стать сегодня успешным актером трудно. И я ей сказал: "Выбирай что-то более реальное, что нравится". Сейчас Наташа работает менеджером в отеле в Индонезии. Она часто ездила на Бали и в Индонезию, занимается серфингом. Я ее в детстве научил плавать, погружаться с аквалангом. И вот как-то она позвонила с отдыха, сказала: "Папа, я бы хотела тут остаться на полгода, устроюсь на работу". Ее взяли на работу в отель, но это занимало очень много времени, и я ей сказал: "Зачем тебе это? Бросай! Я же помогаю тебе". Потом открылся новый отель, и Наташу туда позвали старшим менеджером, в итоге два года дочка живет в Индонезии".
В настоящее время актер живет с подругой в Германии, однако ее имя называть отказывается: "Не хочу, чтобы местная пресса кинулась все раздувать".
Интервью
О настоящих индейцах
"Дважды во время приезда в Америку (в 1998 и 2001 годах) я объездил много резерваций – в Юте, Монтане, Южной Дакоте, – и везде индейцы меня принимали как своего. В племени черноногих в Монтане я был приглашен на церемонию типа нашей бани или сауны, куда чужаков обычно не пускают. Процедура такова. Под специальный шатер приносят раскаленные камни, передают по кругу курительную трубку, омываются травами и ведут важные разговоры. Я, как полагается, купил и принес в подарок табак. И между делом главный шаман спросил: "Какое твое второе имя – животное? У всех индейцев есть второе имя". Я ответил, что только играл индейцев, потому у меня нет другого имени. "Тогда ты его получишь. Подумай, какое животное ты сейчас видишь перед собой, а я назову его". Я закрыл глаза и увидел смотрящего мне в глаза волка. И он тут же произнес: "Ты Волк! Ты счастливый! Самые удачные животные для индейца – волк и орел". Я привез с собой два фильма, показал им, после чего шаман сказал: "Я всегда считал себя человеком второго класса. А ты подарил мне гордость за свой народ! Ты – наш герой!" Индейцы тяжело живут в резервациях, жаль, ведь это их земля".
Каскадер
"Ни в одном фильме у меня не было дублеров, даже когда в роли индейца я объезжал дикую лошадь. Помню, снимали мы в Грузии, на Кавказе, и я сказал: нужна настоящая дикая лошадь, чтобы зрители нам поверили. И мы поехали в Пятигорск на конезавод, ехали долго – сутки, на "Волге", через горные перевалы. В итоге нашли очень красивого арабского скакуна, которого я ловил лассо по-настоящему. Лошадь вырывалась, брыкалась, но я смог на нее запрыгнуть и удержаться, причем без седла и какого-либо снаряжения. Сейчас, когда смотрю эти кадры, сам не верю, что такое возможно. За годы съемок получал иногда небольшие травмы, но серьезные – никогда. Я всегда умел правильно концентрироваться, а это главное в нашей профессии".
Семейная трагедия
"Для меня это больная тема – история моей страны, наша национальная трагедия. Когда я узнал из теленовостей, что НАТО бомбит мою родину, не поверил: как такое возможно? Я тогда уже жил в Берлине и всегда был на связи с младшим братом Драганом, оставшимся в Югославии. Мы постоянно созванивались. Брат с мамой жили в 120 километрах от Косово, мы все родились и выросли в этом местечке. Я каждый вечер им звонил, чтобы узнать обстановку, мама плакала: "Ой, сыночек, так страшно" – там уже бомбили. Взрывы были такой силы, что мама однажды чуть не упала с кровати. Я хотел их вывезти, но это уже было невозможно. В один из вечеров на мою просьбу поговорить с матерью брат ответил: "Мама замкнулась в себе, не ест, не говорит". Она очень страдала, и ее сердце не выдержало: через несколько дней мама умерла. Я хотел приехать на похороны – как сын обязан был попрощаться, – но не смог. Дороги и мосты взорваны, не было бензина, чтобы поехать на машине, разве только идти пешком. В итоге брат настоял, чтобы я не подвергал себя опасности. Я смог приехать на могилу лишь через полгода".
О себе
"В жизни я очень спокойный человек, всегда и во всем поддерживаю порядок. Так как я знаю, что могу выполнить любой трюк, то никому ничего доказывать мне уже не нужно. Я живу в Берлине, в своем доме на берегу речки Даме, и это настоящее счастье. У меня четкий распорядок: просыпаюсь и сразу иду плавать в реке, потом принимаю душ на улице, завтракаю и чувствую себя бодрым и сильным, готовым к любой работе. Спортом занимаюсь всю жизнь, у меня есть маленький каяк, летом часто езжу в Грецию нырять с аквалангом на глубину. Дома за всеми покупками и по делам езжу на велосипеде. На машине – только на дальние расстояния. Я люблю животных и именно поэтому их не завожу, понимая, какая это ответственность. Но ко мне приходят птицы с реки – лебеди, чайки, утки, – я их подкармливаю. В саду повесил скворечники, птички высиживают там птенцов – они у меня ручные, семечки и орешки едят с руки. Я даже рыбу не даю ловить у своего берега – рыбки тоже домашние, ничего не боятся, подплывают. Мы ведь все живые организмы – люди, птицы, животные, даже деревья, – никому нельзя причинять боль. Кстати, так же считают и все индейцы – для них даже камень живой, имеет душу".
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, tele.ru, 24smi.org.
Фильмография: Актер
- Балканский рубеж | Balkan Line, The (Россия, Сербия) (2019), сериал
- Путь к счастью | Julia - Wege zum Glück (Германия) (2005-2009), сериал
- Герои как мы | Helden wie wir (Германия) (1999)
- Запрещенная любовь | Verbotene Liebe (Германия) (1995-1997), сериал
- Охотники в прериях Мексики | Präriejäger in Mexiko: Geierschnabel (ГДР) (1988)
- Фронт без пощады | Front ohne Gnade (ГДР) (1983)
- Долгий путь в школу | Lange Ritt zur Schule, Der (ГДР) (1982)
- Вождь Белое Перо | Scout, The | Scout, Der (ГДР, Монголия) (1982)
- Архив смерти | Archiv des Todes (ГДР) (1979)
- Я хочу вас видеть | Ich will euch sehen (ГДР) (1978)
- Северино | Severino | Severino - Der Sohn des großen Häuptlings kehrt zurück (ГДР, Румыния) (1978)
- Братья по крови | Blood Brothers | Blutsbrüder (ГДР) (1975)
- Ульзана | Ulzana (ГДР, Румыния, СССР) (1974)
- Виза на Окантрос | Visa für Ocantros (ГДР) (1974)
- Апачи | Apaches | Apachen (ГДР, Румыния, СССР) (1973)
- Текумзе | Tecumseh (ГДР) (1972)
- Оцеола | Osceola | Osceola - Die rechte Hand der Vergeltung (ГДР, Югославия, Болгария, Куба) (1971)
- Сигналы | Signale - Ein Weltraumabenteue (ГДР, Польша) (1970)
- Смертельная ошибка | Tödlicher Irrtum (ГДР) (1969)
- Белые волки | Weisse Wölfe (ГДР, Югославия) (1968)
- Чингачгук - Большой Змей | Chingachgook, die grosse Schlange (ГДР) (1967)
- След сокола | Trail of the Falcon | Spur des Falken (ГДР, СССР) (1967)
- Сыновья Большой Медведицы | Sons of Great Bear, The | Die Söhne der großen Bärin (ГДР, Югославия) (1965)
- Виннету-3 | The Desperado Trail | Winnetou-3. Teil (ФРГ, Италия, Югославия) (1965)
- Среди коршунов | Frontier Hellcat | Unter Geiern (ФРГ, Югославия, Франция, Италия) (1964)
- Виннету - сын Инчу-Чуна (II). Трубка мира | Last of the Renegades | Winnetou - 2. Teil (ФРГ, Югославия, Италия, Франция) (1964)
- Виннету - вождь апачей | Old Shatterhand | Shatterhand (ФРГ, Югославия, Италия, Франция) (1964)
- Виннету - сын Инчу-Чуна (I). Хищники из Россвеля | Apache Gold | Winnetou - 1. Teil (ФРГ, Югославия) (1963)
- Венецианские катакомбы (1962)
Фильмография: Сценарист
- Ульзана | Ulzana (ГДР, Румыния, СССР) (1974)
- Апачи | Apaches | Apachen (ГДР, Румыния, СССР) (1973)