Алла Демидова
Смотрим
В видео
Биография
Алла Демидова родилась в семье московской интеллигенции. Ее мама работала на кафедре экономического факультета МГУ. Отец погиб в конце Великой Отечественной войны при взятии Варшавы.
С раннего детства Алла мечтала быть актрисой. В школьные годы участвовала в самодеятельности, играла в спектаклях, выступала с собственной чтецкой программой. Получив среднее образование, Алла попыталась поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина, но из-за плохой дикции провалилась. Тогда было решено попробовать себя в другой профессии. Девушка успешно сдала экзамены на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году.
Будучи студенткой, Демидова играла в университетском театре. Позже поступила в студию при театре имени Ленинского комсомола под руководством М. Шатрова и В. Ворошилова. Однако через год юную артистку оттуда исключили как "профнепригодную". Но не в характере Аллы было так просто сдаваться, и она решила еще раз попытать счастье в Щукинском училище. Эта попытка оказалась успешной, Демидову зачислили на курс Анны Орочко.
Театр
В 1964 году, блестяще окончив "Щуку", актриса поступила на службу в Театр на Таганке. Исполняла ведущие роли в спектаклях, поставленных Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Романом Виктюком.
В начале 90-х Алла Демидова создала собственный Театр "А" и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Актриса делится: "Театр "А" возник от необходимости. В свое время Роман Виктюк поставил на сцене "Таганки" "Федру", а Любимову это не нравилось - спектакль явно выбивался из репертуара. Я выкупила "Федру" у "Таганки", и мы стали выезжать на гастроли уже под шапкой Театра "А". Когда появился новый спектакль "Квартет", в Москве мы его стали играть на малой сцене "Таганки", арендуя ее".
Последнее десятилетие артистка находится в "свободном плавании". Исключение составил только Театр "Школа драматического искусства", где в спектакле Анатолия Васильева она сыграла Донну Анну в пушкинском "Каменном госте".
Театральные работы
Студенческий театр МГУ:
- Лида Петрусова - "Такая любовь" (П. Когоут). Постановка Ролана Быкова
Театральное училище им. Б.В.Щукина:
- Мадам Фризетт - "Фризетт" (водевиль Лабиша). Режиссер Александр Ширвиндт
- Миссис Мун - "Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун" (Дж.-Б. Пристли) Режиссер Владимир Шлезингер
- Главная роль - "Далекое" (А. Афиногенов). Режиссер Анна Орочко
Театр на Таганке:
- Госпожа Янг - "Добрый человек из Сезуана" (Б. Брехт). Режиссер Юрий Любимов
- Вера - "Герой нашего времени" (М.Ю. Лермонтов). Постановка Юрия Любимова
- Миссис Мун - "Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун" (Дж.-Б. Пристли). Режиссер Серафима Бирман
- "Антимиры" (Андрей Вознесенский). Постановка Юрия Любимова
- "10 дней, которые потрясли мир" (Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида). Постановка Юрия Любимова
- "Павшие и живые" (Поэтическое представление). Постановка Юрия Любимова
- "Дознание" (П. Вайс). Режиссер Петр Фоменко
- Эльмира - "Тартюф" (Ж.-Б. Мольер, перевод М. Донского). Постановка Юрия Любимова
- Жена - "О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился" (П. Вайс). Режиссер Михаил Левитин
- Пани Боженцкая - "Час пик" (Ежи Ставинский). Постановка Юрия Любимова
- Гертруда - "Гамлет" (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Юрия Любимова
- Кабаниха - "Бенефис" (Артисты - А.Н. Островскому). Постановка Юрия Любимова
- Василиса Милентьевна - "Деревянные кони" (Федор Абрамов). Постановка Юрия Любимова
- Раневская - "Вишневый сад" (А.П. Чехов). Постановка Анатолия Эфроса
- Пульхерия Александровна, мать Раскольникова - "Преступление и наказание" (по роману Ф.М. Достоевского). Постановка Юрия Любимова
- "Владимир Высоцкий" (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова
- Маша - "Три сестры" (А.П. Чехов). Постановка Юрия Любимова
- Элина - "Прекрасное воскресенье для пикника". Постановка Анатолия Эфроса
- Марина Мнишек - "Борис Годунов" (А.С. Пушкин). Постановка Юрия Любимова
- Донна Анна, Луиза, Маргарита - "Пир во время чумы" (А.С. Пушкин)
- Электра - "Электра" (Софокл). Постановка Юрия Любимова
Театр "А":
- Федра - "Федра" (М. Цветаева). Постановка Романа Виктюка
- Мертей - "Квартет" (Х. Мюллер). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
- "Медея" (Х. Мюллер - Еврипид). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
- "Гамлет-урок" (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
Театр "Школа драматического искусства":
- Донна Анна, Лаура - "А.С. Пушкин. "Каменный гость" и другие стихи". Постановка Анатолия Васильева
Кинематограф
В кино актриса дебютировала в 1957 году в эпизоде фильма Захара Аграненко "Ленинградская симфония". Первую главную роль (Ольга Берггольц) получила в картине Игоря Таланкина "Дневные звезды".
Затем артистка сыграла Ангелиу Бюхер в киноэпопее Владимира Басова "Щит и меч", Ирину Николаевну Аркадину в "Чайке" Юлия Карасика (по одноименной пьесе А.П. Чехова), Лесю Украинку в картине Николая Мащенко "Иду к тебе...", Катю в мелодраме Ларисы Шепитько "Ты и я", Елизавету Павловну в "Зеркале" Андрея Тарковского. А за роль Потаскушки в комедии Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли" по одноименной киноповести Леонида Леонова была удостоена звания "Лауреат Государственной премии СССР".
"Стакан воды"
Звездной ролью актрисы стала герцогиня Мальборо в историческом фильме Юлия Карасика "Стакан воды", где она блистала в ансамбле с Кириллом Лавровым, Натальей Белохвостиковой, Светланой Смирновой, Игорем Дмитриевым.
Действие фильма, основанного на пьесе французского драматурга Эжена Скриба, происходит в начале XVIII века. Две великие европейские державы, Англия и Франция, воюют между собой за испанское наследство.
Неспокойно и при дворе английской королевы Анны: здесь влиятельная и властная герцогиня Мальборо не только фактически прибрала к рукам всю власть, но и положила глаз на возлюбленного королевы, молодого офицера Мэшема. Его же мало трогают любовные интриги на высшем уровне – он влюблен в простую продавщицу из ювелирного магазина Абигайль Черчилль.
Разгорающейся любовной драмой решает в государственных интересах воспользоваться лорд Болингброк. Как и всякий придворный, он плетет свою интригу. Его цель – мир с Францией и покой при дворе.
В 80-е Алла Демидова не сходила с экрана. Исполнила главные роли в двух фильмах Игоря Таланкина "Звездопад" и "Время отдыха с субботы до понедельника", сыграла Елену Николаевну Протасову в драме Леонида Пчелкина "Дети солнца", приняла участие в "Пиковой даме" Игоря Масленникова и "Крейцеровой сонате" Михаила Швейцера.
"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"
Самая яркая работа этого периода - Лора Лайнс в популярном детективном сериале Игоря Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" ("Собака Баскервилей"). На эту роль прочили Марианну Вертинскую, Ирину Муравьеву, Елену Кореневу, Ларису Удовиченко, но выбор пал на Аллу Демидову.
Сюжет: Труп Чарльза Баскервиля обнаруживают неподалеку от его родового поместья. Выражение нечеловеческого ужаса на лице покойника и следы крупной собаки поблизости заставляют местных жителей вспомнить старинную легенду о проклятии рода Баскервилей.
Доктор Мортимер, близкий друг покойного, приезжает к Холмсу и просит разобраться в этом деле. История кажется сыщику очень интересной, он рад бы помочь, но из-за множества дел не может покинуть Лондон. Поэтому в поместье отправляется Ватсон, который подходит к делу со всей серьезностью и каждый день пишет другу отчет о проделанной работе.
В деревню приезжает наследник сэра Чарльза Генри Баскервиль. Ватсон знакомится с ним и пытается уберечь потенциальную жертву от угрожающей опасности. К счастью, Холмсу и Ватсону все же удается раскрыть это сложное дело и спасти сэра Генри от верной смерти.
В картине играли: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая, Ирина Купченко, Никита Михалков, Борислав Брондуков, Сергей Мартинсон, Олег Янковский, Светлана Крючкова.
Позже актриса сыграла хозяйку пансиона мисс Минчин в фильме Владимира Грамматикова "Маленькая принцесса", императрицу Елизавету Алексеевну в драме Игоря и Дмитрия Таланкиных "Незримый путешественник", главную роль в картине Игоря Масленникова "Эльза".
В 2004 году за роль состоятельной вдовы Анны Сергеевны в комедии Киры Муратовой "Настройщик" была награждена премиями "Ника" и "Золотой Орел".
"Смерть Таирова"
Запомнилась зрителям Демидова и в образе Алисы Георгиевны Коонен - театральной актрисы, жены Таирова. В биографической драме Бориса Бланка "Смерть Таирова" артистка мастерски исполнила дуэт с Михаилом Козаковым, сыгравшим ее мужа.
Фильм посвящен трагической судьбе выдающегося театрального режиссера, основателя знаменитого Камерного театра Александра Таирова. В основе драматургии и пластического решения фильма - контраст двух несовместимых спектаклей - Таировской "Принцессы Брамбиллы" и Всесоюзного спектакля "Страна готовится к 70-летию Вождя СССР - Великого Сталина". Первый спектакль не вписался в масштабы второго, что и привело Таирова к гибели.
Не менее интересной, характерной оказалась работа актрисы в комедии Игоря Масленникова "Русские деньги", снятой по пьесе А.Н. Островского "Волки и овцы". Здесь Алла Демидова перевоплотилась во властную и самолюбивую помещицу Меропию Давыдовну Мурзавецкую.
Одна из последних работ артистки – Баба-Яга в драме Рустама Хамдамова "Мешок без дна" со Светланой Немоляевой и Сергеем Колтаковым.
На счету актрисы более семидесяти разноплановых ролей.
Телевидение
Помимо работы в кино и театре Алла Демидова выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении: "Воспоминание о серебряном веке", проект "Уроки русского" - Иван Бунин "Темные аллеи", "Звезда рождества". А также принимает участие в литературно-музыкальных композициях по поэмам Анны Ахматовой "Реквием" (совместно с камерным оркестром "Виртуозы Москвы" В. Спивакова) и "Поэме без героя".
Литература
Алла Демидова является автором более десяти книг об искусстве, театре, коллегах и актерской профессии.
"Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности — это лишь звенья в длинной цепи закономерности, - рассказывает актриса. - Еще в самые советские времена меня попросили написать статью о профессии в газету "Правда". Я написала целый "подвал".
После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из "Советской России": "Шеф ушел в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!" Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нем. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого".
Книги:
- "Вторая реальность" (1980)
- "А скажите, Иннокентий Михайлович…" (1988)
- "Владимир Высоцкий" (1989)
- "Тени зазеркалья" (1993)
- "Бегущая строка памяти" (2000)
- "Ахматовские зеркала" (2004)
- "Заполняя паузу" (2007)
- "В глубине зеркал" (2008)
- "Письма к Тому" (2010)
- "Зеркальный лабиринт" (2013)
- "Ностальгия по памяти" (2016)
- "Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда" (2017)
"...В названии всех моих книг, так или иначе, зашифровано зеркало. Первую книгу я назвала "Вторая реальность" (то есть отраженная), вторую - "Тени зазеркалья"... Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре "Но" перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену".
Личная жизнь
Со своим супругом, сценаристом Владимиром Валуцким, актриса познакомилась в 1961 году. Вместе они прожили много лет, вплоть до кончины Валуцкого. Сейчас Алла Демидова ведет закрытый образ жизни, светские мероприятия обходит стороной.
Артистка признается: "Завидую людям открытым, которые могут комфортно себя ощущать в любых компаниях. Я - человек стеснительный (я давно заметила, что актеры очень стеснительны), большое количество людей меня смущает. Толпы я просто боюсь".
Интервью
О профессии
"Когда в профессии больше 50 лет, то к ней по-другому относишься. Это не так трепетно, как было в молодости, когда только открываешь истины, которые до тебя были уже давно открыты. А сейчас это скорее поиски того, чтобы, во-первых, это было интересно самой себе, а во-вторых, так повернуть эту тему, как до тебя еще никому в голову не приходило".
"Мне нравятся не те актеры, которые выносят на сцену себя, играют только "я в предлагаемых обстоятельствах", а те, кто создает образ - фантом".
"Актера надо рассматривать в развитии. Я, например, не могу сейчас смотреть свои ранние фильмы. Они такие беспомощные...
У актера есть два пути. Играть по дороге, по которой уже до тебя шли. Это - хорошо. Но мне это неинтересно. Мне интересно находить что-то новое, что до тебя никто не сыграл".
"Актер – это лицедей. Тот, кто делает лицо. А если повезет, то и душу. Надо же до глубины доходить, надо знать про свой персонаж все: и будущее, и прошлое, и даже в классике — как бы он поступил на сегодняшний день. Это значит, ты постиг его душу. Такая профессия, если говорить о ней всерьез, а не "я в предлагаемых обстоятельствах".
"Актерское искусство - это гипноз, воздействие на подсознание. Чтобы зал "заиграл", в нем должно быть не меньше 30 процентов зрителей, поддающихся гипнозу. Какое-то время назад я начала изучать эзотерические учения. Меня не устраивало мое существование на сцене, я понимала, что во мне что-то бродит..."
"Зрительный зал - более важный партнер, чем актер, с которым ты играешь. И тогда я решила играть одна, по вертикали: я и... Бог".
"Я всегда жила на обочине. И в жизни, и в театре. Никогда не входила в театральные дрязги. И в жизни тоже стараюсь не прикасаться к неприятным вещам. Мне кажется, это спасает".
О "великой актерской пустоте"
"Эту пустоту надо чем-то наполнять. Есть актеры очень талантливые с пустотой, но они наполняют ее чужим творчеством: режиссера, драматурга, ролью, хорошей компанией, что тоже важно. Я работаю одна последние годы и эту пустоту заполняю собой. Но вначале пустота нужна обязательно. У Розанова есть заметка про то, как он, восхитившись одной актрисой, пошел за кулисы говорить комплименты: "Я открыл дверь и увидел Пустоту". С большой буквы. Очень правильно".
"Одиночество — оно же так драгоценно. Его надо как-то лелеять, беречь, а не заполнять всякой ерундой! А я очень люблю одиночество, или уединение — будем говорить так. Только в нем и происходит накопление".
О театре
"Театр - энергия голоса, энергия жеста. Жест не должен быть мелкий. Нужно играть даже не на последний ряд, а на весь мир. Это - театр, а не сериал".
"Театр - это общественная трибуна. Я не уходила из "Таганки", хотя многое там мне было не по душе, от многого я была в стороне. Но "Таганка" формировала общественное мнение. То, что говорится шепотом на кухне, — это одно. А когда это говорится вслух со сцены, это становится общественным мнением. Тогда "Таганка" формировала общественный, политический всплеск. Но театр должен еще формировать общественный вкус. А сейчас театр этим не занимается".
О публике
"Моя публика - мне кажется, она не меняется. Не то что они стареют вместе со мной. Нет. Это в основном люди уже начитанные, уже знающие что-то про театр. Их интересует нечто большее, чем просто пойти развлечься. Но я не ориентируюсь на публику, сказать честно. Изначально актер всегда ориентируется на самого себя. Ты выбираешь свой путь, а за тобой идет твоя публика, а не наоборот".
Звания и награды
- 1973 — "Заслуженный артист РСФСР"
- 1977 — "Государственная премия СССР" — "За участие в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли"
- 1984 — "Народный артист РСФСР"
- 1993 — Премия имени К. С. Станиславского
- 1997 — Орден Дружбы — "За заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства"
- 2001 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
- 2004 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России "Золотой овен" за лучшую женскую роль (фильм "Настройщик")
- 2005 — Премия "Ника" за лучшую женскую роль (фильм "Настройщик")
- 2006 — Премия "Золотой Орел" за лучшую женскую роль (фильм "Настройщик")
- 2007 — Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени — "За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность"
- 2009 — Премия "Кумир" — "За высокое служение искусству"
- 2011 — Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени — "За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность"
- 2011 — Национальная премия "Россиянин года"
- 2013 — Премия "Хрустальная Турандот"
- 2015 — Премия "Фигаро"
- 2016 — Лауреат премии "Звезда Театрала" в самой почетной номинации "Легенда сцены"
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, demidova.ru, tele.ru, star-magazine.ru, diwis.ru, peoples.ru.
Фильмография: Актриса
- Мешок без дна (2017)
- Вечное возвращение (2012)
- Русские деньги (2006)
- Настройщик (2004)
- Смерть Таирова (2004)
- Письма к Эльзе (2002)
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Незримый путешественник (1998)
- Маленькая принцесса (1997)
- Бесы (1992)
- Осень, Чертаново... (1988)
- Крейцерова соната (1987)
- Воскресные прогулки (1985)
- Дети солнца (1985)
- Время отдыха с субботы до понедельника (1984)
- Звездопад (1981)
- Пиковая дама (1982)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1979)
- Стакан воды (1979)
- Отец Сергий (1978)
- Аленький цветочек (1977)
- Любовь Яровая (1977)
- Всегда со мною... (1976)
- Легенда о Тиле (1976)
- Повесть о неизвестном актере (1976)
- Бегство мистера Мак-Кинли (1975)
- Выбор цели (1974)
- Зеркало (1974)
- Визит вежливости (1972)
- Иду к тебе (1972)
- Ты и я (1972)
- Вся королевская рать (1971)
- Чайка (1970)
- Степень риска (1969)
- Чайковский (1969)
- Щит и меч (1968)
- Живой труп (1968)
- Служили два товарища (1968)
- Стюардесса (1968)
- Шестое июля (1968)
- Дневные звезды (1966)
- Комэск (1965)
- Девять дней одного года (1961)
- Ленинградская симфония (1957)