Константин Райкин
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Руководитель театра "Сатирикон", профессор
Народный артист России
Константин Райкин родился в самой что ни на есть творческой семье. Его отец – Аркадий Исаакович Райкин – знаменитый советский актер, широко известный не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Мама Константина – Руфь Марковна – также была актрисой.
К моменту рождения Кости в семье Райкиных уже подрастала дочь Екатерина, на тот момент ей было 12 лет. У Райкиных была счастливая, дружная и веселая семья. Родители часто бывали на гастролях, в частности в столице. В местной гостинице "Москва" для них выделялся отдельный номер, там Костю, как правило, забирала бабушка. В остальное время воспитанием мальчика занималась безграмотная татарка.
"Я очень переживал, – вспоминает Константин Аркадьевич, – когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: "Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!" Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной этой мысли".
Костя Райкин учился в физико-математической школе при Ленинградском государственном университете, которую закончил в 1967 году. Он часто пропускал уроки из-за постоянных гастролей родителей, но на успеваемости это никак не сказывалось, учился он отлично. Много времени будущий актер уделял спорту – серьезно занимался спортивной гимнастикой.
Из школьных предметов Райкин особенно увлекался биологией и зоологией. В свободное время подрабатывал в зоопарке, ухаживая за его питомцами. Он даже думал о поступлении на биофак Ленинградского университета, но в большей степени для того, чтобы доказать, что он самостоятельная личность, а не просто сын Райкина.
И все же театр взял свое. Во время одной из вступительных кампаний Костя решил испытать судьбу и отправился в столицу в знаменитую "Щуку". Перед приемной комиссией он читал стихи, отплясывал и даже пародировал разных животных. Преподаватели были в шоке от такого натиска, и фамилия Райкина появилась в списках для третьего тура собеседования. С общеобразовательными предметами Костя справился легко и прошел в мастерскую Катина-Ярцева.
Обо всем происходящем родители не знали, они в то время гастролировали с театром в Чехословакии. Вернувшись домой, были немало удивлены. Аркадий Райкин потом признавался, что всегда знал, что Костя выберет для себя именно эту дорогу.
Театр
В 1971 году Константин Райкин окончил театральное училище имени Щукина и сразу был приглашен Галиной Волчек в театр "Современник", на сцене которого он играл десять лет.
В "Современнике" Райкин исполнил больше тридцати ролей, из них пятнадцать главных в спектаклях: "Валентин и Валентина" М.Рощина, "И пойду... и пойду..." по Ф.Достоевскому (режиссер В.Фокин), "Монумент" Э.Ветемаа (режиссер В.Фокин), "Балалайкин и К" по Салтыкову-Щедрину (режиссер Г.Товстоногов), "Двенадцатая ночь" У.Шекспира (режиссер П.Джеймс) и другие.
В 1981 году Константин перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством отца А.И.Райкина. Через год театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 года – Московским театром "Сатирикон".
В этот период вместе с отцом Константин Райкин сыграл спектакли "Его величество театр" и "Мир дому твоему". В 1985 году состоялась премьера авторской программы Константина Райкина "Давай, Артист!" Он все больше стал проявлять себя как режиссер. В том же году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Аркадий Райкин ушел из жизни в 1987 году, с 1988 года художественным руководителем театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина является Константин Райкин.
Театральные работы. Актер
Роли в дипломных спектаклях:
- "Нос" Н.Гоголя — Майор Ковалев
- "Пышка" Г.Мопассана — Люазо
- "Золотой мальчик" — К.Одетс — Джо Бонапарте
- "Бабьи сплетни" К.Гольдони — Лелио Арденти
Московский театр "Современник":
- 1971 — "Валентин и Валентина" М.Рощина; режиссер В.Фокин — Валентин
- 1973 — "Балалайкин и К" С.Михалкова по М.Салтыкову-Щедрину; режиссер Г.Товстоногов
- 1975 — "Двенадцатая ночь" У.Шекспира; режиссер Питер Джеймс
- 1976 — "И пойду! И пойду!" Ю.Карякина по Ф.Достоевскому; режиссер В. Фокин
- 1977 — "Монумент" Э.Ветемаа; режиссер В.Фокин
- "Свой остров" — Хомо
- "Как брат брату" — Дэвид
- "Вечно живые" В.Розова — Володя
- "Фантазии Фарятьева" А.Соколовой — Фарятьев
- "Большевики" М.Шатрова — Загорский
- "Лорензаччо" А.де Мюссе — Лорензаччо
- "И пойду, и пойду!" ("Записки из подполья", "Сон смешного человека") Ф.Достоевского — Подпольный
- "Этюды по Гамлету" У.Шекспира — Гамлет
- "Мы не увидимся с тобой" К.Симонова — Гурский
- "Белоснежка и семь гномов" Устинова, О.Табакова — Гном Среда
- "Кабала святош" М.Булгакова — Бутон
Государственный театр миниатюр:
- "Его величество театр" — монолог
- "Лица" Мишина М. — главная роль
- "Что наша жизнь?", Арканова А. — Актер
- "Давай, артист!.." (моноспектакль) — Артист
- "Мир дому твоему" Альтова С. — несколько ролей
Театр Антона Чехова:
- 1990 — "Там же, тогда же…" Бернарда Слейда; режиссер Л. Трушкин — Джордж
Российский государственный театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина:
- 1988 — "Служанки" Ж.Жене; режиссер Р.Виктюк — Соланж (Приз "За виртуозность актерской игры" на фестивале БИТЕФ, 1990)
- 1992 — "Сирано де Бержерак" Э.Ростана; режиссер Л.Трушкин — Сирано (совместно с Театром Антона Чехова)
- 1993 — "Шоу-Сатирикон" (спектакль — концерт) — монолог
- 1994 — "Великолепный рогоносец (Тот, кого она любит)" Ф.Кроммелинка; режиссер П.Фоменко — Брюно
- 1995 — "Превращение" Ф.Кафки; режиссер В.Фокин — Грегор Замза (совместно с Центром им. Вс.Мейерхольда)
- 1996 — "Трехгрошовая опера" Б.Брехта; режиссер В.Машков — Мэкки-Нож
- 1998 — "Жак и его господин" М.Кундера; режиссер Е.Невежин — Жак
- 1998 — "Гамлет" У.Шекспира; режиссер Р.Стуруа — Гамлет
- 2000 — "Контрабас" П.Зюскинда; режиссер Елена Невежина
- 2002 — "Синьор Тодеро хозяин" К.Гольдони; режиссер Р.Стуруа — Тодеро
- 2004 — "Ричард III" У.Шекспира; режиссер Ю.Бутусов — Ричард III
- 2005 — "Косметика врага" А.Нотомб; режиссер Р.Козак — Текстор Тексель
- 2006 — "Король Лир" У.Шекспира; режиссер Ю.Бутусов — Лир
- 2008 — "Не все коту масленица" А.Островского; режиссеры А.Покровская и Сергей Шенталинский — Ермила Зотыч Ахов
- 2010 — "Константин Райкин. Вечер с Достоевским" Ф.Достоевского; режиссер В.Фокин — Подпольный
- 2011 — "Маленькие Трагедии Пушкина" А.Пушкина; режиссер В.Рыжаков
- 2012 — "Своим голосом" — спектакль-монолог
- 2015 — "Человек из ресторана" И.Шмелева, режиссер Е.Перегудов, роль - Скороходов
Театральные работы. Режиссер
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова:
- "Пирог", И.А.Крылов
- "Прощай, Маугли", Р.Киплинг
- "Прищучил", Бари Киф
Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина:
- "Мир дому твоему", С.Альтов — совместно с А.Райкиным
- "Давай, Артист!" (авторский спектакль)
- "Что наша жизнь?!", А.Арканов — совместно с В.Поглазовым и А.Морозовым
Российский государственный театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина:
- "Геркулес и Авгиевы конюшни" Ф.Дюрренматта
- "Маугли" Р.Киплинга
- "Такие свободные бабочки" Л.Герша
- "Ромео и Джульетта" (версия 1995 года) У.Шекспира
- "Кьоджинские перепалки" К.Гольдони
- "Квартет" (по одноактным пьесам Мольера)
- "Шантеклер" Э.Ростана
- "Доходное место" А.Островского
- "Страна любви" ("Снегурочка" А.Островского)
- "Азбука Артиста"
- "Смешные деньги" Р.Куни
- "Королева красоты" М.Макдонаха
- "Сиротливый Запад" М.Макдонаха
- "Синее чудовище" К.Гоцци
- "Тополя и ветер" Ж.Сиблейраса
- "Деньги" ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" А.Островского)
- "Ромео и Джульетта" У.Шекспира (версия 2012 года)
- "Своим голосом" (авторский спектакль)
- "Лондон-шоу" ("Пигмалион" Б.Шоу)
- "Кухня" Уэскера
- "Однорукий из Спокана" М.Макдонаха
- "Все оттенки голубого" В.Зайцева
- "Лекарь поневоле" Мольера
- "Ваня и Соня и Маша и Гвоздь" К.Дюранга
Учебный театр Школы-студии МХАТ:
- "Будущие летчики" (Класс-концерт)
- "У нас в Камергерском" (Класс-концерт)
Учебный театр Высшей школы сценических искусств:
- "ДомМарРощенное" (Класс-концерт)
Кинематограф
Дебют Константина Райкина в кинематографе состоялся в студенческие годы. Ему было всего девятнадцать, когда его пригласили на роль в картине "Завтра, третьего апреля…". После этого были фильмы "Клоун", "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Одной из серьезных работ стала картина "Командир счастливой "Щуки".
Широкую известность Константину Райкину принесли роли в фильмах "Много шума из ничего" и "Свой среди чужих, чужой среди своих", вышедшие на экраны в 1973 и 1974 годах. Примечательно, что во время съемок все трюки актер выполнял сам, без дублера.
Большой успех пришел к актеру в 1976 году после главной роли в музыкальной ленте "Труффальдино из Бергамо". В другом музыкальном фильме - "Остров погибших кораблей" - он также сыграл одну из главных ролей.
Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в картине "Тень, или Может быть, все обойдется", поставленной Михаилом Козаковым по пьесе Евгения Шварца, где Райкин исполнил сразу две роли – Ученого и его Тени.
В 2002 году он сыграл знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале "Неудача Пуаро".
Преподавательская деятельность
Набравшись опыта, Константин Райкин решил учить актерскому мастерству молодые таланты. В 2001-м он начал преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. В 2012-м стал организатором собственной театральной школы – "Высшей школы сценических искусств". Там учатся не только актеры, но и осваивают вспомогательные профессии – звукорежиссера, дизайнера, светотехника.
Художественный руководитель школы Константин Райкин отметил в одном из своих интервью: "Идея создания собственной школы существовала у нас давно. Наш театр имеет огромный опыт общения с молодыми – не только актерами, но и художниками, технологами – по всем фронтам театральной деятельности. Ведь театр – это огромный "завод" с множеством "цехов", и каждый "цех" вызывает у меня желание поделиться своими мыслями и ощущениями, передать накопленный опыт строительства такого сложного механизма, как театр. Так что я планирую поучаствовать в работе и звукорежиссерского, и светотехнического, и менеджерского факультета".
Личная жизнь
Константин Райкин был женат трижды. Первые два брака были непродолжительными. В третьем – с актрисой Еленой Бутенко – Константин счастлив и сегодня. В 1988 году у пары родилась дочь Полина, которая также стала артисткой.
В первый раз актер женился в 27 лет. Тогда он уже преподавал во ВГИКе и влюбился в собственную студентку – Елену Курицыну. Свадьбу сыграли по-тихому, поселились в Москве в роскошной квартире родителей Константина, которые к тому времени перебрались в Ленинград. Заводить детей не спешили – Елена еще училась, было не до этого. Брак продержался три года, потом последовало расставание по инициативе Константина. Развод был тяжелый, сопровождавшийся многочисленными скандалами.
Новая любовь оказалась не такой уж новой: в Алагез Салахову, которую Константин случайно встретил после долгой разлуки , он был влюблен в детстве. Она – художница, дочь вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова. Ее бабушка и его родители жили по соседству, но познакомились они не в Москве, а в Прибалтике, где дети отдыхали вместе с родителями – тогда Алагез было четырнадцать, а Константину семнадцать лет.
В очередной раз они встретились, когда оба были несвободны, у Салаховой подрастал сын, но влюбленных это не остановило. Они расписались. Этот брак актера просуществовал немногим более первого. Расставание также произошло по инициативе Константина.
Третья жена Райкина Елена Бутенко пришла в "Сатирикон" в 1985 году, когда он еще не был руководителем театра. После восьми месяцев ухаживаний Елена переехала к Райкину. Через три года в биографии Константина Аркадьевича произошло сразу два важных события – он возглавил театр и стал отцом своего единственного ребенка – дочки Полины, которую родила ему любящая супруга.
Елена проработала в "Сатириконе" недолго, занялась эстрадно-концертной деятельностью, записала несколько дисков. Потом она несколько лет преподавала в Школе-студии МХАТ, выпустила несколько дипломных спектаклей. Позже стала деканом актерского факультета театральной школы своего мужа.
Дочь Константина Райкина Полина окончила Щукинское театральное училище, три года работала в Театре Станиславского, а потом перешла в "Сатирикон".
Признания и награды
- 1975 — член Союза театральных деятелей России
- 1985 — заслуженный артист РСФСР
- 1990 — приз "За виртуозность актерской игры" (фестиваль БИТЕФ)
- 1992 — народный артист Российской Федерации
- 1995 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
- 1995 — премия "Хрустальная Турандот"
- 1995 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации "Золотая маска"
- 1998 — международная премия К.С.Станиславского
- 2000 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации "Золотая маска"
- 2000 — Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени — за большой вклад в развитие театрального искусства
- 2002 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
- 2003 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации "Золотая маска"
- 2004 — Театральная премия "Чайка" в номинации "Маска Зорро" за роль Ричарда III в Сатириконе
- 2008 — национальная театральная премия "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в спектакле "Король Лир"
- 2008 — лауреат премии "Триумф"
- 8 июля 2010 года — Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- 7 ноября 2011 года — Премия имени Георгия Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства"
Интервью
"Не обременяю ли я землю?"
"Больше всего я боюсь и ненавижу кашель в зрительном зале. Раз начали кашлять, значит, твое высказывание неинтересно. В этом, кстати, причина моего почти патологического интереса к театральным людям, которые как бы не интересуются, имеют они успех или нет. Я видел, как один хорошо известный нам режиссер выходил кланяться залу, который уже стоял к сцене спиной. То есть зрители с радостью и облегчением бросились после его постановки к выходу, а его это совершенно не смущало. Для меня это непостижимо. Я не понимаю самой природы этой смелости и наглости. Получается, что человек говорит о чем-то важном, а в это время люди между собой разговаривают, отворачиваются, кашляют, уходят. И ему это все равно, что ли? Ведь даже если я просто тост говорю - хотя, ну что такое для меня застолье, я же не грузин, я легко к этому отношусь, но все равно... Если я говорю тост, а меня не слушают, я надолго задумываюсь, не пора ли мне умирать, не обременяю ли я землю, раз я никому не интересен. Это не имеет отношения к славе и популярности. Они меня мало интересуют. Но мне важно быть понятым, услышанным. Я боюсь, что я окажусь на фиг никому не нужен с моими болями. Я хочу вызывать у людей интерес, а не равнодушие".
"Считаю себя учеником"
"Актерское дело непознаваемое. Тот, кто думает, что он этому научился – дурак. Никто не знает досконально, как это. Когда взрослый человек уже с образованием хочет дальше учиться – это правильно. Сколько бы я не преподавал, считаю себя учеником. Всегда есть чему научиться у тех, кому ты преподаешь. У них меньше опыта, а опыт – это не всегда хорошо. Опыт – это штампы, желание опереться на что-то уже изведанное, потеря бесстрашия и первооткрывательства. Ученичество - это всегда все впервой. Иногда студенты поражают: от неумения некоторые вещи делают просто гениально".
"Обескрыливать нельзя"
"Я никогда не говорю про недостаточное дарование, когда ко мне на курс поступают студенты. Я могу ошибаться. А человек станет инвалидом на всю жизнь. Дарование – это природная данность, которую сам человек изменить не может. Критики запросто пишут: "недостаточно талантлив". Этого нельзя делать. Можно говорить резко, но обескрыливать нельзя".
"Я против запрещения мата"
"Я категорически против запрещения мата. И в целом против любых запретов. Это "совковый" путь, который мы уже проходили. Этот закон никогда не будет соблюдаться, потому что есть закон жизни. Искусство во всем мире этот Рубикон перешагнуло. Вспять это повернуть не получится. Если взять современную драматургию, то практически ни одна пьеса не пройдет этот закон. Везде есть мат. Но искусство - это зеркало, отражающее жизнь. Это его главная функция. Запрет мата – это борьба с зеркалами. В том, что народ всех слоев так говорит, нет ничего хорошего. Но почему искусство не должно это показывать? Искусство – это же не обои, чтобы было мило и приятно. Искусство – это раздражающая и ранящая субстанция. Любят говорить: обходились же раньше без мата Толстой, Чехов… Это не доводы! Раньше и джаза, и рок-н-ролла не было. Был Моцарт и Бетховен. Очень хорошие композиторы, но искусство развивается так, чтобы проникнуть под кожу "толстеющего" читателя, слушателя, зрителя. Мы "бронируемся", привыкаем ко всему. То, что раньше шокировало, теперь не работает. Поэтому искусство ищет другие способы, как пронять. Сцены насилия стали агрессивнее, эротические – откровеннее. Если классику ставить в том виде, в котором она была написана, не трактуя ее, – это будет отличным средством от бессонницы. Даже если речь об очень сильной классике".
"Если я дегустатор, то не могу напиться на свадьбе?.."
"Я из тех профессионалов, которые любят балдеть в театре, очаровываться театром. Прийти, разинуть рот и смотреть, как простой зритель. Потом уже я разложу это все по полочкам, в зале профессионалом не хочу быть. Не хочу лишать себя счастья общения с этим гениальным видом искусства. Если я дегустатор, я напиться, что ли, на свадьбе не могу? Я хочу балдеть от спектакля. Быть сухим профессионалом, эдаким Сальери, безрадостно".
По материалам kino-teatr.ru, Wikipedia.org, stuki-druki.com, vokrug.tv, biographe.ru, 2aktera.ru, peoples.ru, rg.ru
Фильмография. Актер
- Неудача Пуаро (2002), сериал
- Двадцать минут с ангелом (1996)
- Стреляющие ангелы (1993)
- Простодушный (1994)
- Русский регтайм (1993)
- Тень, или Может быть, все обойдется (1991)
- Руанская дева по прозвищу Пышка (1989)
- Комедия о Лисистрате (1989)
- Остров погибших кораблей (1987)
- Из записок Лопахина (1977), спектакль
- Труффальдино из Бергамо (1977)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- Много шума из ничего (1973)
- Командир счастливой "Щуки" (1972)
- Клоун (1971)
- Завтра, третьего апреля.. (1969)