Картинка

Дмитрий Дьяченко

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 16.9.1972
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Воронеж

Смотрим

В подкастах

В видео

В aудио

Биография

Российский режиссер, продюсер, сценарист, монтажер. Обладатель Национальной телевизионной премии ТЭФИ. Широкую известность получил благодаря комедийным проектам "День радио", "О чем говорят мужчины", "Кухня".

Дмитрий Дьяченко родом из Воронежа. Рос в обычной советской семье, с уроков часто убегал в кинотеатр – очень любил фильмы-сказки, отечественные и зарубежные. И, конечно же, мечтал сам создать что-нибудь подобное.

О себе актер рассказывает: "В 89-м году, мне было 16 лет, я хотел поступать во ВГИК, а туда надо было написать сценарную заявку. И я написал, что хочу снять кино по книге "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Знаете, это произведение, наверное, "олицетворяет" всю мою жизнь.

Почему? Потому, что я учился в школе опять же в Воронеже, и я из семьи военного, и как-то было уже понятно, куда поступать. Родители уже знали, как все надо. И тут я говорю: "Хочу быть режиссером". Они сказали: "Чего? кем? Ты что, сбрендил?.." А в этой книге ее герой все время вырывается из общественных рамок. Все ему говорят: "Куда ты прешь? Ты вообще дальше пяти метров не пролетишь". А он говорит: "Нет, я смогу". Тренируется, падает и, в конце концов, добивается своего".

Однако на режиссерский Диме поступить не удалось, слишком молод еще был: "И тогда я пошел на актера. Решил так: до генерала добраться через солдата. Пошел в обход - и закончил актерский факультет. Учился в Воронеже (Воронежский институт искусств, мастерская ректора Владимира Бугрова). Вместе со мной учились Нина Чусова (театральный режиссер), Сережа Астахов, Андрей Егоров (артист Театра Армии) и покойный Слава Титов. И много других замечательных ребят училось. Когда я закончил институт и сказал: "Я хочу быть режиссером", все сказали: "Ты что, вообще, парень, ты иди в театре работать!"

В 1993 году Дьяченко приехал в Москву. Срочную службу проходил в Театре Российской Армии. Трудился на рынке в Лужниках, затем устроился риелтором, был даже дизайнером квартир – в перестроечные времена с работой было туго, каждый добывал свой кусок хлеба, как мог.

А в 2000-е Дмитрий решил вернуться в профессию, но несколько в ином качестве. Он поступил на режиссерские курсы ВИППК при ВГИКе. Обучался по специальности "режиссер кино и телевидения" в мастерской Николая Бурляева и Бориса Плотникова. В 2002-ом окончил ВГИК.  

Режиссура

Режиссерская деятельность Дьяченко началась задолго до получения соответствующего диплома. С 1995-1998 годы он работал режиссером в продюсерском центре "Дакарт". Параллельно занимал такую же должность на телевизионном канале "АСТ", где был еще и выпускающим редактором телепрограмм.

В 2000-е работал режиссером-постановщиком в компаниях "Бизнес-Видео" и "Видео Коммуникации", ставил документальные фильмы продюсерского центра "СТФ Юнит". А в 2005 занимался видео-оформлением спектакля "Быстрее, чем кролики" театра "Квартет И".

В этот же период вышла первая полнометражная картина режиссера "Авантюристка". Детектив по произведениям Анны и Сергея Литвиновых рассказывает о молодой, безбашенной любительнице погонять на автомобилях. Главные роли в фильме исполнили Ольга Понизова и Александр Пороховщиков. В эпизоде сыграл сам Дмитрий, этим и ограничилась его актерская карьера.

Позже Дьяченко снял драму "Конец света", совместно с Олегом Штромом работал над созданием детектива "Любовь на острие ножа" и был в режиссерской группе криминального фильма "Спецгруппа".  

"День радио"

Первым настоящим успехом Дмитрия стала приключенческая комедия популярного театрального проекта "Квартет И" в составе Леонида Бараца, Александра Демидова, Ростислава Хаита, Камиля Ларина.

В картине описан один день из жизни модной московской радиостанции. Не самый лучший день – рушатся все планы, все валится из рук… И именно в тот момент, когда на станции в прямом эфире вот-вот должен начаться "живой" марафон, поддержать который пришли популярные российские рок-группы, тему перехватывают конкуренты...   

Помимо "Квартета И" в фильме играли: Нонна Гришаева, Дмитрий Марьянов, Максим Виторган, Михаил Полицеймако, Федор Добронравов, Эммануил Виторган.

"О чем говорят мужчины"

Двумя годами позже вышел новый проект режиссера с тем же базовым составом. Дьяченко это прокомментировал следующим образом: "Мне неплохо известны механизмы зрительского восприятия, но юмор "Квартета И" для меня просто непостижим. Это какое-то чудо и волшебство! Каждый раз я воспринимаю его по-новому. Видимо, я в своих ощущениях не одинок. Иначе как еще объяснить популярность их спектаклей и фильмов и то, что люди готовы их смотреть и пересматривать?"

Сюжет: О чем говорят мужчины? Конечно, о женщинах. Нет, еще о работе, о деньгах, о машинах, о футболе... но в основном, все-таки, о женщинах. А уж если у них впереди два дня, которые они, вырвавшись из офисов и семей, уехав от всех забот и обязательств, проведут в дороге - два дня, насыщенные событиями и приключениями - то можете быть уверены, что за это время они успеют обсудить немало тем... И еще. Из этих разговоров - это мы точно знаем - многие женщины узнают о себе очень много нового.  

В преддверии проката ленты режиссер рассказал журналистам о фильме и ответил на вопрос, чье мнение о картине для него является наиболее важным:

"Если быть до конца откровенным, то собственное. По-моему, лучше просто уйти из профессии, чем ставить фильмы, от которых тебя тошнит. Иначе совесть будет мучить всю жизнь. Затем, мне, естественно, важно мнение "Квартета И". Хорош бы я был, если бы считал, что снял шедевр, а ребята сидели бы недовольные. И, наконец, на третье место я бы поставил мнение публики. Мне и "Квартету И" очень бы хотелось, чтобы картину посмотрело как можно больше зрителей. Мы не снимали элитарное или интеллектуальное кино; фильм "О чем говорят мужчины" рассчитан на максимально широкую аудиторию. Надеюсь, наши надежды оправдаются".

Надежды не просто оправдались – комедия имела ошеломляющий успех. И по просьбе зрителей через год вышло продолжение - "О чем еще говорят мужчины". Действие нового фильма разворачивается 31 декабря. Накрыты новогодние столы, но мужики сидят в московском офисе Саши (Александр Демидов). Все дела да разговоры, и не только о женщинах, но еще и о всей жизни, что часто бывает в среднем возрасте, и никак не разъехаться коллегам по домам. Их жены (Алена Бабенко, Елена Подкаминская, Наталья Швец) уже начинают переживать и волноваться. В ленте появится и Лев Толстой (Владимир Меньшов), и героиня Екатерины Вилковой на Бентли.

"Кухня"  

В 2012 году вышел суперпопулярный ситком Дмитрия Дьяченко "Кухня".

Согласно сюжету, Максим Лавров (Марк Богатырев) мечтает стать шеф-поваром, для этого устраивается в ресторан звезды шоубизнеса Дмитрия Нагиева. Шеф-поваром у него работает Виктор Баринов (Дмитрий Назаров). Он силен в профессии, но любит выпить, страшен в гневе, а в загуле – неукротим. Его может выдержать только арт-директор Виктория Гончарова (Елена Подкаминская). Она же готова идти по головам, только бы обеспечить ресторану славу лучшего места в городе. В итоге карьеристка влюбляется в поваренка Макса, который оказывается в центре непрекращающейся дуэли между шеф-поваром и арт-директором.

Режиссер рассказал о проекте: "Здесь несколько тем сразу и раскрываются они очень интересно и не менее глубоко.

Там есть тема Максима, человека, который, как тот же крысеныш в "Рататуе", должен доказать миру, что талантлив и может что-то делать. Понятно, что это все переплетается с любовной линией, но это основная тема: что ты не урод, что если у тебя есть какой-то талант, то ты можешь, ты должен как-то попытаться его развить.

Еще есть другая тема — тема Виктории Сергеевны, не менее сложная. Виктория Сергеевна - это женщина, в которую с детства вложены определенные правила жизни: женщина должна получить хорошее образование, должна выйти за приличного человека, должна найти приличную работу. Она должна быть честной. И вдруг в этот образ внедряется понятие любовь. И любовь эта не соотносится с теми понятиями, которые в ней уже заложены. Потому что объект любви — раздолбай, вообще без денег, без каких-то реалий жизни, бестолковый, бесшабашный, авантюрный, с огромным количеством отрицательных качеств.

Есть третья тема, тема - Шефа. Это тоже вечная такая тема — тема человека, который очень много знает и умеет, но сталкивается с абсолютным непрофессионализмом вокруг".

Сериал "Кухня" завоевал миллионы зрительских сердец. Примечательный факт: когда  проект пришлось временно закрыть, фанаты создали интернет-сайт в поддержку его возобновления. И весной 2014 года вышло продолжение - комедия "Кухня в Париже". Она стала логической связкой между третьим и четвертым сезонами "Кухни".

В процессе работы над "Кухней" режиссер выпустил еще две картины: трагикомедию "Быстрее, чем кролики" и комедийную мелодраму "Мамочки".

"СуперБобровы"

В 2016 году зрители познакомились с семейным фильмом Дмитрия Дьяченко "СуперБобровы". Это сказочная история о семействе, вместо десерта на ужин получившем... метеорит. Настоящий, большой, из космоса. Благодаря ему Бобровы вдруг приобретают немыслимые сверхспособности. Дед становится бессмертным, а отец теперь может телепортироваться. Сын начинает понимать собачий язык, а его сестры получают суперсилу, возможность летать и быть невидимой. Единственное ограничение - способности действуют только когда вся семейка в сборе.

Режиссер: "СуперБобровы" — это кино о семье. Но и говорить, что слоган "Вместе мы - сила" исчерпывающе описывает все содержание, было бы неправильно. Знаете, когда готовишь сложное блюдо, важно сохранить богатство оттенков вкуса. В фильме ровно так же - должна быть палитра смыслов.

Для меня лично важен "ментальный" подтекст: наши герои — в общем, немного ленивые люди, которые сидят на печи в своем ветхом домике, страшно его ненавидят, но ничего с этим делать не хотят. И если б однажды не упал метеорит, так бы и жили в своих развалинах".

"Страна чудес"   

Героями комедии "Страна чудес" Дмитрий сделал жителей самых разных уголков нашей страны, обычных людей, с которыми случаются самые необычные вещи, просто чудеса какие-то.

Семье пожарных Семену и Любе из Костромы выпадает шанс осуществить заветную мечту - поехать в Москву на любимую программу "Поле чудес", где им предстоит сделать выбор всей жизни - "приз или деньги?". Неопытный пэпээсник, но опытный неудачник Саня должен не только пережить свой первый день в патруле, но еще принять роды у своей жены и реанимировать своего напарника. Четверка новоиспеченных приятелей должна, во что бы то ни стало, в нелетную погоду улететь в Москву, а пара юных влюбленных каким-то непостижимым способом примирить своих непримиримых родителей. А Валере вообще предстоит решить дилемму: спасать человечество от всемирного потопа или просто улететь с пришельцами на их cтареньком НЛО?

Все это может случиться только раз в году, 31 декабря! И только у нас! Все-таки... мы такие одни во вселенной!

"Название фильма "Страна чудес" подсказала сама жизнь, - делится режиссер. - Наверное, только в нашей большой и чудесной стране можно за секунду потерять все, о чем ты так долго мечтал, к чему стремился и выстраивал путь годами. Один глупый или неосмотрительный поступок, неверный шаг способен запустить вереницу событий, в корне переворачивающих твою жизнь с ног на голову. Но иногда, опустившись, казалось бы, на самое дно, встречаешься с чудом: по непонятному, необъяснимому стечению обстоятельств в итоге ты обретаешь намного больше! Отличительная черта русского человека как раз в том, что мы до последнего верим в волшебство, особенно под Новый год, когда вся страна наивно и настойчиво ждет чудес!"

Ведущие роли в фильме Дмитрий доверил таким известным актерам, как: Елена Яковлева, Федор Добронравов, Александр Паль, Олеся Железняк, Сергей Лавыгин, Владислав Ветров, Грант Тохатян, Ян Цапник, Иван Добронравов, Ольга Лерман, Роман Мадянов, Юрий Кузнецов, Наталья Щукина, Тимофей Трибунцев, а также коллективу "Квартета И".

"Последний богатырь" 

В 2017 году на телеканале "Россия" состоялась премьера нового проекта режиссера – "Последний богатырь", созданного на основе русского фольклора в лучших голливудских традициях. Его герои – персонажи народных сказок и былинные богатыри: Добрыня Никитич правит Белогорьем, Баба Яга летает в ступе, Водяной выпивает реку. Здесь есть царевна-лягушка, Чудо-Юдо и ожившая избушка на курьих ножках, но разыгранная с их участием история, отсылающая к былинным временам, остается, тем не менее, современной. У зрителей "Последнего богатыря" появится шанс по-новому взглянуть на персонажей, знакомых с детства. А сюжеты старых сказок получат неожиданное продолжение.

"Это некий постмодернизм, потому что мы полезли внутрь судьбы персонажей. Тех персонажей, к которым мы привыкли. Кащей - тощий старикашка над златом чахнет. А вот и нет. Этот фильм – не совсем сказка, это именно семейная комедия. Мы решили взяться за проект, потому что в последнее время таких картин выходит совсем немного. С одной стороны, многие пытаются снимать интересные семейные комедии, с другой стороны, снимать подобные картины – дело непростое. К тому же, если говорить о сказках, трудно превзойти таких мастеров, как Александр Роу или, скажем, Александра Птушко", - отметил Дмитрий Дьяченко.

В картине были задействованы именитые российские актеры: Виктор Хориняк, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Александр Семчев, Сергей Бурунов, Тимофей Трибунцев.

Дмитрий Дьяченко снял около двух десятков ярких, захватывающих фильмов, большинство из них комедийные – этот жанр наиболее близок режиссеру. В ряде своих проектов он также выступил сценаристом и продюсером. А также принял участие в монтаже картины "О чем еще говорят мужчины".

Телевидение

После успеха "Дня радио" Дмитрия Дьяченко пригласили в нашумевший проект "Большая разница". В 2008-2009 годах он являлся режиссером телепередачи, которая шла в прайм-тайм на Первом канале. Ее ведущими были: Иван Ургант, Александр Цекало, Нонна Гришаева и другие известные артисты.

Театр

В 2014 году Дьяченко довелось попробовать себя в качестве театрального режиссера. На сцене МХТ им. А.П. Чехова прошла премьера поставленной им комедии "Дорогое сокровище".

Главный герой спектакля Франсуа Пиньон переживает не лучший период своей жизни – он потерял работу, он беден, одинок и ровным счетом никому не интересен. Друзья сторонятся его, женщины не замечают, бывшая жена и дети давно его позабыли. Но стоит лишь намекнуть им о его тайном богатстве, как жизнь Франсуа меняется в один момент.

Интервью

Об актерской профессии

"Актерская профессия хороша только тогда, когда ты талантлив и востребован. Когда у тебя звонит телефон. Когда ты занят на съемках, и эти съемки у тебя расписаны вперед на несколько лет. А если чуть ниже работать, только в театре, — это очень тяжелый труд.

Потому что в кино, конечно, легче, чем в театре. В кино тяжело физически, но легче психологически. А в театре психологические нагрузки, бывает, сильно-сильно выматывают".

О работе с актерами

"Я даю им проявить себя только для того, чтобы они выполнили мою задачу. Не то, чтобы я вот такой узурпатор. Мне нравится, когда происходит по моим рельсам. Но так бывает, конечно, не всегда. Бывают упрямые артисты, бывают упрямые продюсеры. Часто бывает, что артисты во много раз умнее меня, бывают разные обстоятельства, бывает, ты сам не знаешь, чего хочешь. Но, как правило, артисты действуют под моим контролем, поэтому вся ответственность за происходящее на экране лежит на мне. Жена, когда смотрит, говорит: "Они у тебя в фильмах все твоими интонациями разговаривают!"

"Когда ты с актером говоришь не с пристройкой снизу, не с пристройкой сверху, когда ты говоришь на равных, как партнер, как взрослый к взрослому обращаешься, то тогда у него, будь это или Дмитрий Юрьевич (Назаров), или кто-то еще, включается режим сотрудничества. Включается режим совместной деятельности, и это приносит, как правило, хороший результат".

О кино и силе его воздействия

"Кино должно быть разное, и именно по этому один проект у нас такой, другой на щенячьем уровне должен зрителя развлекать. А если в одном фильме есть много разных составляющих: и щенячий восторг, и философия, и грустинка — и они правильно чередуются, сменяют друг друга, то тогда это - "идеальное, вкусное" блюдо!"

"Где-то в году 86-м или 87-м в кинотеатре я посмотрел фильм "Зеркало". И что-то, видимо, после этого во мне изменилось. Знаете, в этом фильме есть такая особенность — и, в принципе, это и есть суть того, как работает кино. Ты смотришь на какие-то события на экране, на сменяющиеся картинки, совершенно не относящиеся к тебе, и тут возникает такое ощущение, что ты очень хорошо все это чувствуешь — и не понятно почему. Каким-то образом ты чувствуешь эти поверхности стен, этот вот запах травы… Как будто ты сам испытываешь внутри себя все эти переживания героев, прямо кожей все это ощущаешь. Такое воздействие кинематографа меня тогда очень поразило. И изменило навсегда".

"Понимаете, чтобы в жизни чего-то добиться, нужно каждый раз опровергать общественное мнение, доказывать, что ты что-то можешь… Казалось бы, ведь чего-то я уже достиг. Все равно, каждый раз приходится людям доказывать, что ты не баран. И стараться взлететь. Ну, не возвыситься, а понимаете, доказать, своим делом, и в первую очередь самому себе. Конечно, не стоит лукавить, элемент азарта здесь тоже присутствует".

О продюсерской деятельности

"Продюсерство — это зона риска. Ты как бы говоришь: "А я могу! Хочу вложить свои и ваши, товарищи, средства, в какое-то рискованное мероприятие. Продюсерство - это такое желание рискнуть и проверить свое чувство понимания аудитории. То есть, понимаю я аудиторию, могу я ей предложить тот продукт, который ее заинтересует? Наверное, пока я делаю только первые шаги. И пытаюсь только разрабатывать темы, и вот сейчаc с каждым днем сталкиваюсь с тем, что мой взгляд на продюсерство был чрезвычайно поверхностным, ну, очень детским".

"Если ты предлагаешь как продюсер темы, понятные и очень четкие, не выдуманные, не высосанные из пальца, а именно такие, которыми люди, загружаются частенько, то тогда это кино будет интересно. При условии, что тема раскрыта правильно. Тогда это правильное продюсирование".

"Продюсер — это человек c невероятным чутьем и с еще более невероятным терпением, чтобы довести все до конца. Но самое главное - это тема. Понимаете, величина темы рождает катарсис".

О себе

"Не могу сказать, что в жизни у меня что-то само собой происходит и что жить прямо так легко. Каждый раз приходится выворачиваться наизнанку: и в мозгу, и физически. Поэтому я, с одной стороны, ужасно рад, что у меня такая профессия: каждый год как будто новая жизнь. А, с другой стороны, это забирает столько энергии".

"Мне кажется, я ко многим вещам в жизни отношусь легко, с долей юмора. Такой ироничный взгляд на жизнь облегчает восприятие сложных моментов. Потому что те, кто видят в жизни только сложности, быстрее движутся к сердечным болезням. А когда ко всему относишься с шуткой, то жить легче. А вообще, мне нравится соединение серьезного и смешного, оно дает хороший результат".

Награды и премии

  • Национальная телевизионная премия "ТЭФИ—2010" в номинации "Режиссер телевизионной программы" категории "Профессии" — программа "Большая разница"

По материалам телеканала "Россия", Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, ruskino.ru, proficinema.ru, ivi.ru, mxat.ru, vokrug.tv, kinomania.ru, kinobusiness.com, vrn.kp.ru, nsn.fm.

Фильмография: Режиссер

  • Финист. Первый богатырь (2025)
  • Чебурашка (2023)
  • Последний богатырь: Корень зла (2019)
  • СуперБобровы.Народные Мстители (2018)
  • Последний богатырь (2017)               
  • СуперБобровы (2016)
  • Страна чудес (2015)                     
  • Мамочки (2015), сериал
  • Кухня в Париже (2014), сериал
  • Быстрее, чем кролики (2013)
  • Кухня (2012-2015), сериал
  • О чем еще говорят мужчины (2011)
  • О чем говорят мужчины (2010)
  • 9 мая. Личное отношение (2009), киноальманах
  • День радио (2008)
  • Спецгруппа (2007), сериал
  • Любовь на острие ножа (2007), мини-сериал
  • Конец света (2006), мини-сериал
  • Авантюристка (2005), сериал

Фильмография: Сценарист

  • Первая осень войны (2012)
  • 9 мая. Личное отношение (2009), киноальманах

Фильмография: Продюсер

  • Отель Элеон (2016), сериал
  • СуперБобровы (2016)
  • Кухня (2012-2015), сериал
  • Фильмография: Монтажер
  • О чем еще говорят мужчины (2011)

Кадры

Авто-геолокация