Валенки "Любимцы публики"
Персоны
БАТИНОВА: Мы ждем в гости Марию Петрову и Алексея Тихонова.
БИТОВ: Мария Игоревна Петрова и Алексей Владимирович Тихонов не просто пара в спорте, но и пара в жизни. Они основатели Зимней школы Марии Петровой и Алексея Тихонова. В 2010 году у них родилась дочь Полина. Они чемпионы мира, Европы и России в парном катании. И прочее, прочее, прочее. А вот и они! Ура! Наконец-то.
ТИХОНОВ: Здравствуйте, добрый день. Извините, пожалуйста, Лена, Олег, дорогие радиослушатели. Но мы все-таки добрались.
БАТИНОВА: Да, все-таки, у нас есть немножко времени.
БИТОВ: Мы уже тоже тут посудачили, что для фигуристов главное, чтобы красиво, а не главное, чтобы быстро. Да или нет? Или быстро тоже?
ПЕТРОВА: Нет, быстро тоже очень важно.
ТИХОНОВ: Но красиво - это важнее.
БИТОВ: Это важнее, да. А вы ведь красивая пара очень. Вы внешне очень друг другу подходите. Вам об этом часто говорят?
ПЕТРОВА: Нам очень часто это раньше говорили, когда мы еще не были вместе, прямо нас давили, что вы так похожи друг на друга и что обязательно вам надо быть вместе. Это Алексея настолько пугало, что он не хотел быть вместе.
ТИХОНОВ: Это правда, да.
БАТИНОВА: Правда? Как будто брат и сестра?
ПЕТРОВА: Ну нет, просто люди, когда давят, со стороны кажется…
БИТОВ: Ты вот присмотрись, ты присмотрись…
ТИХОНОВ: Мы же наоборот, когда нас куда-то направляют, ты думаешь: ну почему так, нет я пойду своим путем.
БАТИНОВА: Наоборот, наоборот, да.
ТИХОНОВ: Да, наоборот. Но все-таки я долго-долго-долго присматривался и думал, что нет, так не будет, потому что, я считаю, личная жизнь мешает нашей спортивной карьере, трали-вали, туда-сюда, ну а в итоге…
БИТОВ: Алексей, как мужик, включал логику: нет, это вот карьера, тут это…
БАТИНОВА: Да, мужчины всегда так. Тем более если все вокруг трещат "давай, давай, давай", то, конечно, сразу назад. Да, знакомо. А сколько вы? Вы с 20 лет вместе, да?
ТИХОНОВ: Нет-нет, гораздо позже.
ПЕТРОВА: Нет, позже, да.
БАТИНОВА: Вы встали в пару или уже были знакомы?
ПЕТРОВА: Нет, ну были знакомы так, буквально виделись, не то что мы были знакомы, а просто виделись, встречались. То есть не именно встречались, а просто виделись вместе на соревнованиях.
ТИХОНОВ: Да, познакомились мы в Японии на чемпионате мира в 1994 году. И спустя четыре года, в 1998 году мы стали в пару вместе, и с тех пор вместе, до сих пор.
БИТОВ: Маша, ну вот про Алексея очень многие часто говорят, и вот на всяких ледовых шоу об этом партнерши его говорили, о том, что он очень надежный партнер, именно вот как партнер на льду. А вот в жизни?
ПЕТРОВА: В жизни тоже очень надежный.
ТИХОНОВ: Что значит "тоже"?
ПЕТРОВА: Ну, вначале ты как-то убегал от меня, потом прибегал, но сейчас остановился.
ТИХОНОВ: И стал надежным?
ПЕТРОВА: Стал надежным, да.
БАТИНОВА: Да, правда? А почему, как это убегал и прибегал?
ПЕТРОВА: Ну, мы вставали первый раз в пару, потом Алексей уезжал, потом возвращался. В общем, так немножко витиевато ко мне приблизился.
БАТИНОВА: Поняла, поняла, да-да. Вот я просто думаю, я наблюдала несколько пар, которые "балльники", они тоже становятся в пару с детства и до… И некоторые из них так и не женятся друг на друге. Просто интересно, ведь это получается, что вы всегда, вы и работаете вместе, и живете, то есть вы всегда друг рядом с другом. Как это может быть?
ПЕТРОВА: Вообще это очень сложно на самом деле, поэтому долго мы к этому шли. Когда в спорте катались, жили в разных квартирах, только, наверное, последний год уже стали жить вместе. Потому что очень сложно. Вся рутинная работа переносилась в дом, и какие-то обиды такие. А не хотелось, потому что хотелось все-таки, чтобы немножечко дома можно было отдохнуть. Я как-то к этому проще относилась, а Алексей это переживал больше.
ТИХОНОВ: Да-да, Мария была готова, а я нет. Мне казалось, что это настолько…
БАТИНОВА: Это работа получается, да?
ПЕТРОВА: Да, работа, и там, и там. И получается, что ты везде работаешь. А где же ты должен отдыхать? Но мы научились как-то работу оставлять только на работе. Хотя можем о ней говорить дома, но это настолько уже спокойно, просто как беседа.
БИТОВ: Мы встречаемся 7-го марта, накануне 8-го. Вот для вас этот день, что он, какой он, как он проходит обычно? У Алексея теперь две девушки, которых он поздравлять должен. Или не должен, или вообще вы как-то промахиваете этот праздник?
ТИХОНОВ: Три, даже четыре, потому что еще мамочка и теща еще.
БИТОВ: Да-да, ну, конечно, еще две мамы, конечно.
ТИХОНОВ: Для меня, мне кажется, для нас это всегда очень светлый-светлый день. Последние, правда, шесть лет мы его проводили в Краснодаре. Ну, так получилось, мы работали, мы выступали, и на 8 марта в Краснодаре все время.
ПЕТРОВА: Всегда 8 марта у нас было в Краснодаре, и у нас первый год, мы вот без Краснодара.
ТИХОНОВ: И невероятной красоты тюльпаны, которые у нас была возможность дарить нашим девчонкам любимым, это просто фантастика. Сегодня мы в преддверии праздника и в праздник будем в Москве, это тоже очень здорово, и в Москве тоже есть красивые замечательные тюльпаны, поэтому…
БИТОВ: Но дороже, наверное, чем в Краснодаре.
ТИХОНОВ: Значительно, да.
БАТИНОВА: Потому что они краснодарские, да, но только с двойной ценой.
ТИХОНОВ: Ну, не знаю, мне кажется, любое доброе слово, взгляд, поцелуй не только любимой женщине, но и мамам, это настолько важно и настолько делает нашу жизнь легче и ярче, красивее. Мужчины, не забывайте дарить вот эти небольшие знаки внимания, и у кого есть возможность, большие, конечно, тоже.
БАТИНОВА: Большие знаки внимания - да, девушки любят.
БИТОВ: Но это сейчас, когда у вас уже семья, когда вот вы знаете. А до того, в период вашей бурной юности и молодости, как вы 8 марта? Когда на сборах, там я не знаю, на соревнованиях?
БАТИНОВА: Вообще как вы праздники проводите, вот вы, спортсмены?
ПЕТРОВА: Мы обычно в работе.
БАТИНОВА: Всегда в работе, да?
ПЕТРОВА: Всегда в работе. Для других это праздники, для нас это работа. Ну, мы очень рады, что вот так именно праздники проходят. Потому что мы же катаемся для людей, которые приходят в эти дни на нас смотреть. И понимаешь, что они отдыхают, им так здорово, и они могут насладиться. А мы отдохнем потом.
БАТИНОВА: Да. Ну, в общем, так же и артисты тоже?
ТИХОНОВ: Да-да, наверное.
БАТИНОВА: Потому что все праздники артисты…
БИТОВ: Что значит "наверное"? А то вы актерский хлеб не ели, Алексей.
ТИХОНОВ: Ну, немножечко.
ПЕТРОВА: И сегодня мы тоже выступаем, работаем, мюзикл "Огни большого города" в Лужниках. Так что у кого еще есть возможность, могут поторопиться придти к нам на спектакль.
БАТИНОВА: А, "Огни большого города" - это который Илья Авербух поставил?
ТИХОНОВ: Да, это ледовый спектакль, ледовый мюзикл, который мы сегодня будем показывать.
БАТИНОВА: А, здорово.
ПЕТРОВА: Это как раз подарок всем женщинам, девушкам, мамам, такой как бы заключительный показ этого мюзикла.
БИТОВ: Класс! А что значит заключительный?
БАТИНОВА: Последний?
ТИХОНОВ: Ну, мы надеемся, что не последний раз мы его показываем в Москве, потому что Москва настолько насыщена яркими событиями, и понятно, что нужно всегда что-то придумывать новое, идти дальше и дальше, и дальше.
БАТИНОВА: Перерыв, да?
БИТОВ: Главное - вовремя остановиться.
ТИХОНОВ: Да, да. Но этот мюзикл, ледовый спектакль, сейчас мы пытаемся вывозить по стране, потому что он очень объемный и большой, потому что, кроме всех фигуристов-чемпионов, в нем заняты танцоры балетные, которые просто танцуют, живой звук, живое пение - Света Светикова, Наташа Сидорцова, Денис Дэнкис поют вживую, это так здорово. И все это вместе - у нас идет дождь, у нас играет живая музыка. В общем, это потрясающее что-то такое. А отвечая на ваш предыдущий вопрос, наверное, для меня все-таки раньше 8 марта не было таким ярким днем, потому что… ну, я всегда поздравлял партнершу, всегда поздравлял тренера, если был дома, это, конечно же, мамочка, если нет, то просто это звонок. Сейчас это стало в большей степени важным для меня днем. Понятно, что нужно женщин любить не один день в году, но, тем не менее, все-таки, мне кажется, это так приятно. И девчонки, женщины, девочки, они все в этот день какие-то, не знаю, светятся.
БАТИНОВА: Да, это правда, это правда.
ТИХОНОВ: Это здорово.
ПЕТРОВА: Они уже светятся сегодня, потому что столько много я вижу девчонок и женщин с тюльпанами, так это здорово, сразу весеннее настроение такое.
БАТИНОВА: Да, и здорово, что они наконец улыбаются все.
ПЕТРОВА: Улыбаются, да, все. Распустили волосы, все надели юбки, платья, и все такие довольные.
БИТОВ: Расфуфырились…
ПЕТРОВА: Расфуфырились, да.
БИТОВ: Да-да-да. Расскажите о вашей школе - о Зимней школе Марии Петровой и Алексея Тихонова.
БАТИНОВА: Зимняя называется, да?
ТИХОНОВ: Да, Зимняя школа.
ПЕТРОВА: Она просто только существует зимой, потому что она открывается и проходит только на открытых катках. Это катки русской зимы, которые дают такую возможность там сделать нам школу.
БАТИНОВА: Вам тут столько обожаний написали!
ТИХОНОВ: Да?
БАТИНОВА: Вопросов почти нет, только: обожаю, обожаю, вы самые лучшие, вы красивые, вы необычайные. Очень много сообщений вот такого плана.
ТИХОНОВ: Это приятно, спасибо вам большое. Но это в основном Маше.
БАТИНОВА: Комплименты вам, да.
БИТОВ: Слушайте, а это ведь действительно заслуга, когда просто хочется смотреть на людей, слушать их и не интересоваться, я не знаю, какими-нибудь подробностями, желтопрессными. Мне кажется, это хорошее такое достижение для любого человека публичного, когда интересуешься именно творчеством, именно тем, что делает человек, а не то, с кем он живет, с кем он спит, как он там ест и так далее.
БАТИНОВА: Нет, ну наверняка про вас сочиняют истории, да? Ну, желтые.
ПЕТРОВА: Ну, как-то сейчас нет, про нас не так чтобы очень сочиняют.
БАТИНОВА: Перестали?
ТИХОНОВ: Нет, не сочиняют, потому что нам очень интересно быть семьей. Да, у нас есть работа прекрасная, замечательная, разнообразная и удивительная. Но мы не тратим время на тусовки, просто нам интересно быть дома. Тем более, сейчас появилась дочь, которая занимает все свободное время, и она настолько меняется, каждый день, каждый час, каждую минутку, что я просто вот боюсь упустить. Но упускаю, потому что мы уезжаем. Но вот в те моменты, когда мы дома, смотришь сидишь - а-а-а, хорошо!
БАТИНОВА: Да, да. И наши слушатели спрашивают уже: расскажите про Полинку.
ПЕТРОВА: Полинка молодец, растет. Тут как раз так смешно отвечала мне по 8 марта. Я говорю: надо будет поздравить маму, бабушку. А она такая: и меня, мне тоже нужен подарок.
БАТИНОВА: Молодец! Женщина!
ПЕТРОВА: Я говорю: "А что тебе подарить, может быть, цветочки подарить, небольшой букетик?" А она: "Мам (а я приношу цветочки с выступления), мам, ну цветочков уже достаточно.
БАТИНОВА: Молодец, молодец!
ПЕТРОВА: Очень смешно, говорит: я хочу (а она еще считать так не умеет), она говорит: "Два лошадка".
ТИХОНОВ: Три года, нам три года.
ПЕТРОВА: Я говорю: да, две лошадки? Два лошадки, и показывает три пальца, и говорит: "Вот эту надо, вот эту надо, а вот эту не надо".
БАТИНОВА: Как Сорока-Белобока, да.
ТИХОНОВ: Умница! Она встала, бабушки очень хотели, чтобы встала на коньки, потому что мы не давили и не стремились раньше времени это делать. Но, тем не менее, бабушки подарили на три года коньки, и она уже вставала на них. Это нельзя назвать катанием, но тем не менее она ходит в конечках своих новых, смотрит: о, красивые, буду кататься обязательно… Но сейчас взрослеет, она такая 10-15 минут покатается, ну походит там, поиграет: "Ой, что-то у меня ножка давит?" - "Где, доченька, давит?" - "А вот здесь", показывает пальцем там примерное место какое-то.
БАТИНОВА: Где не может давить, да?
ТИХОНОВ: Да-да-да. Всё, человек уже соображает хорошо "Пойду отдохну" - "Ну, иди отдохни".
БАТИНОВА: А, здорово. Потому что я читала в одном интервью, вы давали интервью, что вы не хотите, чтобы ваш ребенок катался на коньках.
ПЕТРОВА: Это не мы.
БАТИНОВА: Да?
ПЕТРОВА: Мы не против, мы вообще за любой вид спорта. То есть, может быть, это не обязательно будет фигурным катанием, но чтобы любовь к спорту, именно любовь, хочется, чтобы присутствовала.
ТИХОНОВ: А насколько профессионально, она уже будет решать сама. Да, не против. Я был бы за… Есть, наверное, не поверье, а как бы такое, ну скажем поверье, что в семье олимпийских чемпионов, допустим, очень сложно вырастить еще одного олимпийского чемпиона, невероятно трудно.
БАТИНОВА: А, ну это типа природа отдыхает, ну да, да.
ТИХОНОВ: Мы все-таки олимпийскими не стали, хотя стали чемпионами мира и Европы, но, тем не менее, поэтому мы думаем такие, надеемся: у Полины есть шанс. Но если она не будет заниматься спортом, а будет заниматься каким-либо искусством, будет профессионалом в любой другой профессии, это будет замечательно.
БАТИНОВА: Да, правда, конечно, конечно.
ТИХОНОВ: Это будет замечательно. Но спорт все-таки должен быть немножко.
БАТИНОВА: А что спорт даст ей, как вы думаете? Ну, вот то, что вы, может быть, приобрели в спорте?
ПЕТРОВА: Да многое. С детства начинается, конечно, это организованность, уже как бы ребенок распределяет свое время, то есть он не будет там сидеть, не будет время на компьютеры, то есть будет маленький какой-то кусочек на всякие игрушки.
БАТИНОВА: Будет, но немного, да.
ПЕТРОВА: И будет организовываться, приучаться к труду, потому что спорт - это труд. И я надеюсь, что ей будет нравиться, то есть она не будет заниматься тем, что ей не нравится, потому что самое главное, чтобы нравилось. Вот мне нравилось всегда фигурное катание.
ТИХОНОВ: Да, да, очень. Становление характера какое-то невероятное, незаметно для тебя, даже если ты об этом не думаешь, а, естественно, дети об этом не думают. И вот как, допустим, условно возьмем брусочек пластилина, и вдруг из него появляется какая-то красивая фигурка, лошадка. Вот то, что делает спорт, на мой взгляд. И у кого-то в чуть большей, у кого-то в чуть меньшей степени и мере, но, тем не менее, это происходит, и это здорово.
БИТОВ: А чего вы не хотели бы, чтобы с чем она столкнулась в спорте? С чем вы, возможно, сталкивались и хотели бы, чтобы ваша дочь избежала этого? Не знаю, предательства, интриги, какие-то травмы… Ну, без травм в спорте профессиональном невозможно.
ПЕТРОВА: Ну и без интриг тоже невозможно.
ТИХОНОВ: Да-да-да, без этого серьезный спорт не бывает.
БИТОВ: Ну, скажем так, чего точно хотелось, чтобы было поменьше в ее жизни, вот что вас больнее всего задевало и от чего вам…
ПЕТРОВА: Ну, травмы, травмы очень мешают, это травмы, да.
ТИХОНОВ: Травмы и предательство, когда бывают такие моменты, когда тебя вольно или невольно предают. И я не держу обид ни на кого, с кем мы в данный момент. Были моменты, одна из наших, я считаю, лучших медалей - чемпионат мира после Олимпиады 2006 года, в Канаде он проходил, в Калгари. Мы там завоевали бронзовую медаль, хотя наши извечные противники и соперники китайцы, подошли и сказали нам: ребята, вы первые сегодня, вы лучшие! Представляете? А политически нам дали всего лишь бронзу, а не золото. Ну, так бывает. И было невероятно обидно. А сейчас я думаю: ну, вот это золото мы добрали любовью зрителя дома, уважением к нам, потому что люди как -то так всегда очень хорошо относятся к нам, и мы это, правда, очень ценим.
БИТОВ: А когда это начинаешь ценить? Потому что спортсмен, он должен быть амбициозным, он должен стремиться к медалям, иначе он мало чего достигнет, наверное, в спорте, да?
ПЕТРОВА: Да.
БИТОВ: Но с другой стороны, вот когда начинаешь действительно ценить вот такие моменты, как у Алексея Немова, помните, когда тоже ему там засудили, и зрители там свистели, и он их успокаивал.
ПЕТРОВА: А пока такие моменты не приходят. Вот как они случаются, эти моменты, когда ты там, может, хочешь повесить коньки на гвоздь или еще что-то, а тут какой-то человек к тебе просто подойдет и скажет: "А для меня это был самый лучший день, что я тебя увидел".
БАТИНОВА: Это правда, да.
ПЕТРОВА: И ты думаешь: надо снимать коньки с гвоздя и одевать их на ноги.
ТИХОНОВ: Ну и плюс еще, наверное, ты начинаешь ценить такие моменты на отдыхе, когда, ну не знаю, сидя где-то там на даче, за городом… О, кстати, у нас, мы нашли в Подмосковье замечательное место, где мы собираемся обосноваться, построить дачу, Истринская долина называется. Потому что там есть каток, потому что там есть конно-спортивный комплекс, потому что там есть лыжи, трасса и, в общем, замечательная сеть, 18 поселков, по-моему. Мы выбрали такое среднее что-то и строим там дом, чтобы была возможность у нашей дочери вот выезжать из города, и это прекрасно.
БАТИНОВА: Да, здорово, конечно.
ТИХОНОВ: Так что можно плавать там, все-таки Истринское водохранилище. И сидя у камина (хочется в это верить, потому что мы собираемся строить дом), вот вспоминать такие моменты в своей жизни и думать: как было здорово, но, слава богу, что это закончилось!
БАТИНОВА: Классно! Здорово!
БИТОВ: Алексей Тихонов и Мария Петрова. Спасибо вам!
БАТИНОВА: Спасибо, что вы все-таки приехали к нам.
ТИХОНОВ: Спасибо огромное. Спасибо!