Власть факта Холодная война: предпосылки и альтернативы
Речь Уинстона Черчилля в американском Фултоне 5 марта 1946 года традиционно воспринимается как объявление Холодной войны Советскому Союзу. Но процесс нарастания противоречий между бывшими союзниками был долгим и сложным. Сегодня историкам известно, что вице-президент США при Рузвельте Генри Уоллес выступал за передачу СССР технологий ядерного оружия с целью сохранения мира и ратовал за сотрудничество, а не противостояние с Россией. При этом в Европе были очень сильны коммунистические партии, которые ожидаемо симпатизировали СССР и ждали от него поддержки. Сталин и Черчилль пытались разделить сферы влияния на бумаге, составив в Москве так называемое "процентное соглашение", в котором решили участь Восточной Европы по соотношению западного и советского влияния. Но довольно скоро стало понятно, что придерживаться этого договора невозможно.
Какие события можно назвать поворотными для Холодной войны, после которых гонка вооружений, военные конфликты в третьих странах и ядерные кризисы стали неизбежностью? Какую роль сыграли события внутри американской правящей элиты?
Гости в студии: Дмитрий Дробницкий, политолог, американист; Тимур Джалилов, заведующий отделом изучения и подготовки к публикации архивных документов РГАНИ.