Авторские материалы Логистический узел затягивается всё туже: к чему ведёт кризис глобальной транспортной системы

1 октября 2021, 17:29

Персоны

Глобальная транспортная система – на грани полного краха. Об этом Международная палата судоходства и другие транспортники заявили на Генассамблее ООН. Представители отраслевых групп требуют обеспечить работникам сферы свободу передвижения и приоритетную вакцинацию. В противном случае международные перевозки могут остановиться. Насколько крепко затянулся логистический узел и можно ли его распутать, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

Пандемия продолжается. А на её фоне растут цены, и выбор товаров на полках магазинов становится всё скромнее. Но это – только начало, пугают эксперты. Перспективы разрешения мирового логистического кризиса могут появиться только тогда, когда отступит коронавирусная угроза.

Перевозят ли товары по воздуху, земле, железной дороге или морем – не особо важно: работа каждого сектора зависит от людей. Сегодня это – 65 миллионов работников. И с каждым днём их остаётся всё меньше. А транспортная нагрузка при этом только возрастает.

Водители не могут выйти в международный рейс, если вакцина, которой они привиты, не признана в стране назначения. А один заболевший сотрудник может приостановить на неограниченное время работу огромного терминала. Так, в августе закрылся док в китайском порту Нинбо-Чжоушань. Не только судам пришлось переориентироваться на другие порты, но и логисты компаний вынуждены были срочно организовывать доставку товаров до нового места погрузки и выгрузки.

Международная палата судоходства и другие представители транспортной отрасли составили письмо главам стран Генассамблеи ООН. Они предупредили о грядущем коллапсе мировой транспортной системы. И это предупреждение – своевременное, считают эксперты. С начала года стоимость морских перевозок, по разным оценкам, выросла до 60% и больше. К этому добавляются сбои с разгрузками в портах Китая, которые наблюдались всё лето. Плюс непредвиденные проблемы вроде затора в Суэцком канале.

Состояние здоровья сотрудников транспортных компаний – это лишь триггер для целого ряда кризисных ситуаций, говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

МАСЛЕННИКОВ: Вот представьте себе горную лавину. В неё неосторожно бросили камушек. Вот этот камушек – это как раз и есть эти проблемы со здоровьем водителей, о которых позаботились в этом обращении к международной организации. Вот этот камушек спровоцировал начавшийся сход лавины. Транспортно-логистический коллапс напрямую связан с элементами и признаками уже начавшегося энергокризиса в Европе, который распространяется достаточно быстро по всей мировой экономике. Это не только континентальная Европа, где сегодня стоимость газа по фьючерсным контрактам превысила 1200 долларов за 1000 кубометров.

И эта лавина действительно начинает накрывать страны по всему миру. В Великобритании бензиновый кризис также вызван нехваткой водителей бензовозов. Ещё до пандемии многие трудовые мигранты уехали с острова. А из-за Brexit они больше не имеют права работать в королевстве. И, несмотря на наличие топлива в хранилищах, как утверждают власти, оно просто не может попасть на автозаправочные станции в тех объёмах, которые необходимы британцам.

В Китае в 17 провинциях ввели нормы энергопотребления. Причём это те районы, которыми обеспечивается 2/3 ВВП страны.

Российские производители одежды и обуви не могут получить свою продукцию из Китая. Она заперта в фурах, которые уже месяц ожидают своей очереди на пересечение границы. КНР выпускает только по 130 машин в сутки – эти ограничения ввели, чтобы обеспечит соблюдение санитарных норм на фоне пандемии. Но российская сторона готова принять ещё меньше. Товары застряли в пробке, которая только увеличивается с геометрической прогрессией. При такой тенденции зимние коллекции одежды и обуви могут доехать до нас не раньше весны.

Когда лавина сорвалась, остановить её уже невозможно. Но есть технологии, которые позволяют предотвратить разрушительные последствия. По мнению ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, избежать обвала глобальной транспортной системы можно только в тесном международном сотрудничестве.

МАСЛЕННИКОВ: Где-то это потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств Всемирного банка, МВФ. Где-то это потребует более корректного отношения к скорости внедрения мер по реализации климатической повестки. Где-то это подтолкнёт, безусловно, в том числе и международное сотрудничество по поводу вакцинации и определения приоритета – кому в первую очередь. Потому что если их не вакцинировать, они никуда ничего не довезут. А завтра вы останетесь без электричества, без электроэнергии, а у вас впереди, между прочим, зима, которая обещает быть достаточно сложной.

Правда, нашей стране сложная зима может даже подыграть, считают аналитики. Российский газ уже в самое ближайшее время потечёт по "Северному потоку – 2". Поставщикам-конкурентам (Норвегии и Алжиру) остаются морские контейнерные перевозки. А они в сложившейся ситуации только дорожают.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация