1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, оккупировавшие левобережье Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу – 19-летнюю Катю. Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан.
На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.
Федор Бондарчук (режиссер фильма): "Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX 3D-технологии сегодня позволяют добиться ощущения невероятно подробного и убедительного, да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой – помимо этого сознательно выбранного курса мы вернулись к классическому киноповествованию, к первоисточнику – к внутрикадровому монтажу, к длинным сценам и длинным планам. Когда ты решаешь всю сцену внутри двух длинных склеек, например".
Александр Роднянский (продюсер фильма): "Сталинград" – это не только история о битве, изменившей ход войны, это история о людях, сумевших сохранить свои человеческие качества в бесчеловечных условиях и не потерявших способность любить. Современные технологии позволят полнее передать масштаб сражения и драму человеческих отношений, а зрители смогут максимально погрузиться в атмосферу, стать соучастниками и испытать всю гамму эмоций, от слез до радости, сопереживая героям. "Сталинград" станет первым российским фильмом о войне, снятым в формате 3D, который будет демонстрироваться в формате IMAX 3D”.
Интересные факты:
Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл известный американский актер Томас Кречман, снявшийся в "Кинг-Конге", "Пианисте", "Операции "Валькирия", и т.д. Любопытно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме "Сталинград" режиссера Йозефа Вильсмайера.
Под Петербургом (поселок Саперный, Ленинградская область), на бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана "Детский хоровод", который еще называют "Дети и крокодил". Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после снимка последствий авианалета 23 августа 1942 года, сделанного фотографом Э.Н. Евзерихиным.
Съемки "Сталинграда" начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012 год – с мая по август. В общей сложности съемочный период составил 79 дней.
В отличие от огромного количества конвертированных фильмов "Сталинград", от первого кадра и до последнего, снимался в 3D. Вместе с оператором Максимом Осадчим на площадке работала команда американских 3D-супервайзеров и стереографов, принимавших участие в съемках "Нового Человека-Паука" и "Хоббита".
Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них.На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки – все соответствует эпохе.
Премии и награды:
2014 – премии "Золотой орел" за лучшую операторскую работу, лучшую работу художника-постановщика, художника по костюмам и звукооператора.
Режиссер: Федор Бондарчук
Авторы сценария: Илья Тилькин, Сергей Снежкин
Оператор: Максим Осадчий R.G.C.
Продюсеры: Антон Златопольский, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Дмитрий Рудовский
Композитор: Анджело Бадаламенти
В ролях: Петр Федоров, Томас Кречман, Сергей Бондарчук, Мария Смольникова, Яна Студилина, Андрей Смоляков, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Олег Волку