Сергей Девятов рассказал о разрушенных храмах и монастырях на территории Кремля
"Мы идём революционной лавой. Над рядами флаг пожаров ал". Наступающий 2017-й станет для России годом осмысления одного из самых неоднозначных событий ХХ века. Что произошло 100 лет назад? Почему это случилось в нашей стране – революция и последовавший за ней слом во всех сферах жизни: политической, общественной, культурной? Историю можно изучать в архивах, можно смотреть хронику тех лет, а можно прислушаться к тому, что говорят камни. Например, камни разрушенных монастырей и храмов Московского Кремля. К рассказу этих безмолвных свидетелей прошлого прислушался наш корреспондент Антон Николаев.
На эту встречу в Кремле один из главных специалистов по его истории - советник директора ФСО, профессор Сергей Девятов - пригласил нашу съемочную группу, чтобы провести по маршруту, который наверняка станет востребованным в год столетия революции. Самое время вспомнить о ее разрушительных последствиях.
В 1918-м в Кремль переезжает правительство большевиков. В этом же году Ленину делают первый "подарок" - сносят памятник Александру Второму.
"На месте ели стоял памятник Александру Второму. Считалось, что это один из лучших памятников Опекушина, посвященных Александру Второму, царю-освободителю", - рассказывает Сергей Девятов.
Постамент памятника - в виде итальянского палаццо. Сейчас на этом месте прогулочная зона. Туристы не подозревают, что ходят по крыше здания, которое служило основанием памятника.
"Мы стоим на крыше трехэтажного здания. Оно было встроено в этот холм, - продолжает Сергей Девятов. - Вообще, когда что-то сносится, никто же не уничтожает фундаменты и не срывает их, если нет нового строительства. Поэтому под нами три этажа - высота постройки с арочными перекрытиями. Видите, как раз итальянское палаццо с прорезными окнами-бойницами. В первые годы советской власти часть здания использовалась постоянно, на первом этаже была бензозаправка".
План Кремля, составленный в 1920-е годы музейными работниками: разными цветами выделено, что сносить можно, а что нельзя. На самом деле, говорит Сергей Девятов, уничтожали и то, и другое. В 1928 году – Константино-Еленинскую церковь, в 1929-м – Чудов и Вознесенский монастыри, в 1932-м – Благовещенскую церковь, которая была пристроена к Благовещенской башне.
"Страшная потеря тех же 30-х годов - это слом внутри Большого Кремлевского дворца замечательного храма Спаса на Бору", - говорит Сергей Девятов.
В этом храме молился еще Иван Калита. Эта была самая древняя церковь Кремля, построенная в 1330 году. Следующая остановка на этом маршруте утрат – 1961 год. Никита Хрущев возводит в Кремле Дворец съездов, при строительстве которого под ковш экскаватора пошли архитектурные комплексы XV - XIX веков.
"Дворцовые постройки, в частности, детей великих князей, чуть левее находился дворец Бориса Годунова. Пострадала старая Оружейная палата", - рассказывает Девятов.
Именно на углу старой Оружейной палаты раньше была установлена Царь-пушка. Сегодня утраченные памятники Кремля можно увидеть только на кадрах кинохроники. 1908 год. Прямо по центру под треугольной башенкой над кремлевской стеной памятник Александру Второму. Уничтоженные Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец у Спасской башни. Сейчас на этом месте работают археологи.
"Слава Богу, в августе были приняты поручения президента по работам, в том числе исследовательским, - продолжает Сергей Девятов. - Как видите, здесь уже три археологических шурфа. Они заложены, они разрабатываются. Я думаю, археологические находки, которые здесь делают наши коллеги, будут совершенно замечательными".
Стереть с лица земли эти памятники у большевиков, увы, получилось, а вот память о них – нет. Археологические работы продолжаются.