21 января 2017, 16:35 21 января 2017, 17:35 21 января 2017, 18:35 21 января 2017, 19:35 21 января 2017, 20:35 21 января 2017, 21:35 21 января 2017, 22:35 21 января 2017, 23:35 22 января 2017, 00:35 22 января 2017, 01:35 22 января 2017, 02:35

Работы современных китайских военных художников представлены в Санкт-Петербурге

  • Картинка
  • Работы современных китайских военных художников представлены в Санкт-Петербурге
  • Картинка
    Работы современных китайских военных художников представлены в Санкт-Петербурге
  • Работы современных китайских военных художников представлены в Санкт-Петербурге
Китайская армия захватила Манеж. На первом этаже - новейшее оружие пропаганды в живописи и графике. На втором - картины, скульптуры и инсталляции. Все они о том, как учат современных китайцев «науке побеждать».

Китайская армия – это два с лишним миллиона человек. Равно суммарному населению Красноярска и Челябинска. Семьдесят лет она называется Народно-освободительной армией. А там где освободительная миссия, там и высокий моральный дух. А там где дух, там и духовность, там и культура. У Народно-освободительной армии Китая есть Институт искусств. Там готовят художников, скульпторов, артистов, музыкантов, писателей. Их творчество долго было скрыто от посторонних глаз. Пять лет назад началась военно-художественная операция, направленная в открытый мир.

Это вылилось в первую полноценную выставку за пределами КНР. 20 января она открылась в петербургском Манеже. Интересно, что, несмотря на ожидаемую уставность и агитационность, военные дали куратору выставки Семёну Михайловскому полную свободу выбора. Китайская сторона не пыталась навязывать ему произведения, которые представили бы их в наилучшем свете. На выставке традиционное искусство гохуа соседствует с неопримитивизмом, социалистический реализм – с поп-артом. Репортаж Надежды Гусаровой. 

Китайская армия захватила Манеж. На первом этаже - новейшее оружие пропаганды в живописи и графике. На втором - картины, скульптуры и инсталляции. Все они о том, как учат современных китайцев «науке побеждать».

«Народно-освободительная армия Китая никогда не вела захватнических войн. Но воспитание боевого духа - очень важная составляющая, которую мы культивируем», - говорит художник Лю Давэй.

В самой многочисленной армии мира - два миллиона человек. Совершенно особое подразделение - военный Институт искусств. В нем готовят кадры для культпросветработы. Для многих юношей и девушек с творческими способностями поступление туда - это шанс успешно начать карьеру. Один из самых известных художников Китая - Ли Сянь - «в арт-строю» более тридцати лет. Армия дала ему и образование, и работу. Его картина «За Южно-Китайское море!» - эмблема выставки.

«Она выполнена в стиле традиционной китайской живописи гохуа - тушью и водяными красками. Техника эта мне показалась самой подходящей, чтобы передать невероятную энергетику солдата, участника учений». – рассказывает художник Ли Сянь.

Еще одна традиция, явно заметная в работах - влияние советского реалистического искусства.

«Пространственная живопись и реалистическая у них появилась только в пятидесятом году. Есть такой педантический рисунок точный и некоторая графичность в живописи. Нет той пространственности и воздушности, за которые ратует наша школа», - отмечает художник Юрий Васильев.

Кстати, и идея выставки возникла как результат сотрудничества между военным Институтом искусств и Петербургской Академией художеств. Ее ректор Семен Михайловский объехал весь Китай. Пересмотрел огромное количество произведений, чтобы представить публике самую закрытую армию в мире. И искусство, которое выжило в перегибах истории.

«Там была культурная революция, чудовищная, уничтожившая древнюю цивилизацию. Но это часть истории. И поэтому Мао Цзе Дун здесь есть. Мне кажется, не надо отказываться от одного или от другого, на этой выставке это естественно», - считает Семен Михайловский.

В оформлении залов Манежа много символов - и Великая Китайская стена, опоясывающая пространство первого этажа. И копии фигур терракотовых воинов, найденных в начале семидесятых в окрестностях Сианя. Это метафора великого прошлого, традиции и нового неожиданного открытия.
 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация