В научном сообществе обсуждают будущее Пулковской обсерватории
Туманные перспективы. В научном сообществе сейчас обсуждают будущее Пулковской обсерватории. Специальная комиссия Академии наук склоняется к выводу, что технологии и само местоположение этого астрономического центра лишают его исследования ценности. Одна из причин – так называемое световое загрязнение. Загрязнение, в свою очередь, произошло из-за застройки, которая активно ведётся в охранной зоне. Репортаж Алисы Паршаковой.
Cамый длиннофокусный рефрактор страны наблюдает за двойными звездами, помогает в построении ГЛОНАСС и GPS. Город «наступает», и ученые в прямом смысле теряют звезды из вида. Очередное строительство всего в километре - жилой комплекс.
Расположение обсерватории не случайно. Пулковская гора возвышается над остальной частью Петербурга на 75 метров. Когда в городе пасмурно, здесь – «окно» ясного неба, поэтому еще при открытии обсерватории в 1839 году Николай I утвердил вокруг неё охранную зону. «Облако света» от многоэтажек полностью уничтожит астрометрию в Пулковской обсерватории. В этом уверены некоторые ученые.
Обсерватория разделилась на два лагеря. Большая часть коллектива ополчилась против нового директора, остальные, наоборот, поддерживают Назара Ихсанова и его «космические» планы. Конфликт начался, когда глава учреждения в обход существующему регламенту, без согласия Ученого совета и вопреки мнению комиссии по астроклимату, подтвердил согласование технических требований застройки. Проверку законности действий главы Пулковской обсерватории начал Следственный комитет. Затем ФАНО потребовало от лица директора сообщить застройщику, что его предыдущее решение «может не иметь достаточной юридической силы». Но это не остановило бульдозеры строителей. Научное сообщество пророчит: Пулково идет по проторенному пути. Его уже прошли все мировые обсерватории, расположенные в черте города, например Гринвичская и Мадридская. Мегаполис поглотил науку. И исключений еще не было, говорят ученые. К конфликту подключились РАН и ФАНО. В ситуации разбиралась рабочая группа.
«Оптическая астрометрия свое значение потеряла практически полностью, потому что есть оптическая астрометрия в космосе. Наша точка зрения совершенно четкая, что проведение астрономических наблюдений в Пулково бесперспективно», – подчёркивает член рабочей группы РАН, директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов.
Назар Ихсанов ранее в СМИ признавался, что даже рад нынешнему скандалу. Наконец-то рассказали о той глубокой яме, в которую обсерватория стремительно погружалась последние 20 лет. Старое оборудование, которые сотрудники чинят за свои маленькие зарплаты, аварийное состояние зданий, где не просто дыры в полу и потолке, но даже нет элементарного электричества. Спасти обсерваторию может только новая концепция развития, считает директор Пулковской. Она уже разработана. Согласно документу - главное здание в Петербурге превратится в научно-исследовательский институт и музей. Основные наблюдения будут дистанционными. А для этого надо развивать существующие базы с хорошим астроклиматом в Кисловодске, Чили, Боливии и Италии.
«Для этого нужны большие капитальные вложения, и нужно сначала это сделать, а на это потребуется, по моим оценкам, не меньше 20 - 30 лет», – утверждает профессор, заведующий кафедрой небесной механики математико-механического факультета СПбГУ Константин Холшевников.
Но откуда возьмутся деньги при всеобщем дефиците средств - непонятно. В научных кулуарах Ихсанова называют «голым королем», а сам он себя - оптимистом. Говорит о сотрудничестве, о возможном объединении, о правильных партнерах - но никакой конкретики. За новую концепцию развития, разумеется, не ратуют те, кто пошел на «баррикады».
«Люди не хотят переходить от той, даже может быть не столь эффективной, но спокойной жизни. Если мы сейчас не будем делать никаких развитий, то через 15 лет мы ничего не сможем», - убежден директор Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Назар Ихсанов.
Ихсанов обещает не рубить с плеча и дать ученым время переключиться на новые проекты. Другого выбора у астрономов и не будет. В конце месяца РАН уже официально опубликует документ о «бесперспективности». По словам ученых, за два - три года можно будет закрыть корпуса и преобразовать все в музей. Тем временем, подрядчики тайм-аутов не берут. Они не живут мечтами и надеждами, о которых в обсерватории все только и говорят.