Пушкинский музей предлагает взглянуть на Рембрандта под другим ракурсом
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Рембрандт. Другой ракурс». Это продолжение своеобразного диалога классического и современного искусств, который музей начал в прошлом году. Тогда на выставке «Мимикрия» публике предлагалось пройти в некотором роде квест и отыскать среди шедевров Пушкинского работы современного бельгийского автора Вима Дельвуа.
На этот раз в одном пространстве собраны произведения Рембрандта из собрания музея и скульптуры Дмитрия Гутова. Линии, намеченные Рембрандтом, Гутов перевёл в металл. Они утратили опору в виде холста, приобрели совершенно новые форму и объём и теперь требуют иного ракурса восприятия. Это требование отражено в названии выставки.
На такое прочтение Рембрандта Дмитрия Гутова вдохновили самодельные заборы в Кузьминском парке. В советские времена жители окрестных районов разводили там незаконные огороды, а для защиты урожая - заборы из всяких железяк. Художник в этих причудливых конструкциях разглядел знакомый почерк. А чьи еще черты мог увидеть человек, с детства покорённый и очарованный искусством Рембрандта? В 13 лет сильное потрясение на Гутова оказало знаменитое полотно из собрания Пушкинского музея «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Символично, что на этой выставке оно соседствует с работами Гутова.
«Я не мог себе этого представить, по той простой причине, что не собирался быть художником, у меня были другие цели в жизни – я собирался заниматься наукой, причем и биологией, и психологией», - делится художник Дмитрий Гутов.
Эта выставка позиционируется как диалог двух художников из абсолютно разных эпох. Ведётся он на территории Рембрандта, в зале, где обычно представлены его работы. Но ради этого проекта живопись великого мастера светотени перевесили в соседний зал, где собраны работы его последователей и учеников.
«Я оценил радикализм Пушкинского музея. К радикализму художника это ведь не имеет отношения? Более того, мои друзья скорее скажут, что, наверное, я недостаточно радикален, если эта институция со мной работает», - говорит Дмитрий Гутов.
Временно освободившееся и трансформированное пространство заполнили композициями Гутова, основа которых - графическое наследие Рембрандта. Добавили офорты голландского гения из коллекции музея. За таким невербальным диалогом двух мастеров и предлагают понаблюдать зрителям.
«Здесь присутствует работа Дмитрия Гутова "Нищий и старик", которая была выполнена им по рисунку из британского музея, также мы дополнили офорты Рембрандта – его ранние работы, где он в зарисовках изображал попрошаек и нищих», - рассказывает куратор выставки Полина Могилина.
Выставка проходит в рамках специальной программы Шестой Московской биеннале современного искусства. Проект «Рембрандт. Другой ракурс» уже называют одним из самых смелых и дерзких проектов довольно консервативного Пушкинского музея.
«Самое важное и тревожное для музея, чтобы такой подход был органичным, чтобы это не было случайным и неубедительным. И, главное, чтобы это было талантливо. В нашем случае все получилось так, как и должно быть на наш взгляд», - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
В рамках выставки будут проходить дискуссии, лекции и специальные экскурсии – всё для того, чтобы диалог длиною в жизнь художников Гутова и Рембрандта смогли осмыслить и его свидетели.
Читайте также:
Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку "Рембрандт. Другой ракурс"