Ретроспектива американской художницы Луиз Буржуа открыта в "Гараже"
В начале лета музей современного искусства «Гараж» получил постоянное жилье. Амбициозность новых проектов под стать масштабу новых площадей. Первым стала ретроспектива американской художницы Луиз Буржуа. Она прожила почти век, оставила множество живописных, графических и скульптурных работ, и всю жизнь пыталась излечиться искусством от детских травм. Метафорой своего внутреннего мира художница считала замкнутые, изолированные пространства. «Структуры бытия: Клетки» - так называется экспозиция в «Гараже».
Посетителей «Гаража» встречает гигантский паук. Скульптура, которая называется «Маман», уже успела стать одним из самых популярных фонов для селфи. Паук – это образ, к которому Луиз Буржуа обращалась на протяжении всей жизни. Для неё это символ матери, с которой она очень дружила. По профессии мама Буржуа была ткачихой.
Готовить масштабную выставку работ Луиз Буржуа в «Гараже» начали еще в 2012 году. Творчество художницы, прожившей 98 лет, называют своеобразной энциклопедией современного искусства. Она пробовала себя во всех основных направлениях ХХ века. Большое влияние на неё оказал конструктивизм. Кстати, Буржуа дважды была в Советском Союзе – в 1932 и 1934 годах. Принимала участие в майских демонстрациях. В письмах к отцу она писала, что увиденное её сильно воодушевило.
«После этих поездок она начала свой творческий путь как художник, и мне кажется, это крайне важно для нее, - комментирует директор музея Антон Белов. - Есть даже воспоминания о том, что она хотела написать книгу воспоминаний о России, но руки до этого не дошли, потому что она в этот момент стала самой востребованной художницей в мире».
Джерри Горовой - президент Фонда Луиз Буржуа в Истоне. С художницей он тесно сотрудничал последние тридцать лет её жизни. Познакомились на выставке, где он был куратором. С тех пор почти не расставались. На московской выставке есть инсталляция, посвящённая их взаимоотношениям, – слепок её и его рук. Горового Буржуа считала своим защитником.
«Луиз была очень эмоциональным человеком, - рассказывает Джерри Горовой. - Настроение её часто менялось: оно могло быть приподнятым и подавленным. Луиз могла быть и агрессивной, и милой. Она была очень образованным человеком. До того как заняться искусством изучала математику и философию».
Творчество Луиз Буржуа невозможно понять без знания её биографии. Все работы очень личные, пропитанные болью, страхами и фетишами. Детские травмы – источник её творчества. Сложные отношения с отцом, который изменял её матери с гувернанткой, нашли отражение в целой серии работ. Например, в одной из самых знаменитых инсталляций «Разрушение отца». Это своеобразный ответ папе, который, как ей казалось, больше любил её брата. Почти каждая работа – это личный опыт, болезненные фантазии, фантасмагорический символ.
«Она говорила, что её проблемы и травмы неизлечимы. Но искусство помогало ей чувствовать себя лучше. Давало поддержку, уверенность. Искусство было для неё психотерапией», - отмечает Джерри Горовой.
Буржуа писала: «Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Их сила непереносима для меня, поэтому я отдаю энергию эмоций своим скульптурам». Эту энергию можно почувствовать и в гигантском зеркале, в котором отражается название работы – строки из личного дневника «Завладел ли день ночью или ночь завладела днём?» и в пронзительных строках стихотворения, написанного Буржуа за год до смерти. Почти за вековую жизнь она так и не избавилась от своих фантомов или не очень этого хотела, превратив боль в главное дело всей своей жизни.