Открылась выставка "Советский модернизм – феномен культуры и дизайна ХХ века"
В галерее «Эритаж» открылась выставка «Советский модернизм – феномен культуры и дизайна ХХ века». Начавшийся в конце 50-х годов период оттепели совпал с важным процессом массового переселения городских жителей из коммуналок в благоустроенные квартиры. Перед советскими дизайнерами была поставлена задача разработать принципиально новую модель частного интерьера. Что они и сделали, взяв за основу работы русских художников-авангардистов.
Показать советское не по-советски и разрушить привычные шаблоны решили создатели выставки «Советский модернизм – феномен культуры и дизайна ХХ века». И представили более 100 экспонатов, созданных в период с 1955 по 1985 год. Скульптура – пластичные и изящные работы Николая Силиса. Картины нонкомформистов – Целкова, Рабина, Зверева, Булатова, Краснопевцева. Также представлены несколько абстрактных работ Пивоварова.
«Сделаны они в очень интересной технике – нитоэмаль. Это краска, которая не использовалась, не была предназначена для живописи, это такая модернистская история, заимствованная им. Эти вещи по сути уже не являются живописью, они, скорее, на грани с дизайном», - говорит арт-директор галереи «Эритаж», куратор выставки Кристина Краснянская.
Фотографии художников – тоже на выставке. Сделаны Игорем Пальминым в непринужденной обстановке. Настала оттепель. Проходят выставки американских абстракционистов, в Музей изобразительных искусств имени Пушкина - очереди на Пикассо.
«Когда наши советские художники пришли на эти выставки, они испытали шок. Они поняли, что можно писать не так, как надо, а так, как они чувствуют, как им хочется. И вот начинается абсолютно новый период в советской живописи, который официально не был признан, хотя его знали все», - комментирует эксперт галереи, сокуратор выставки Ольга Стругова.
Все знали и фотохудожника Дмитрия Бальтерманца. Он снимал парад по случаю 20-летия Великой Победы, часы на Спасской башне, Сергея Михалкова с сыном Никитой, главную машину 1960-х. Для потомков запечатлел места, где мог бы стоять памятник Маяковскому. Это было десятилетие активного развития промышленного дизайна. На выставке невольно хочется присесть в одно из представленных кресел. Наверное, потому что когда-то пришедшая на смену сталинскому ампиру функциональная мебель без излишеств была чуть ли не в каждом доме.
Но достать мебель для выставки оказалось непросто. Уже в 1970-е ее не так уж и ценили и охотно с ней расставались. Поэтому сохранились такие кресла, диваны, журнальные столики, в основном, в частных коллекциях и в собрании галереи. В этом почти домашнем интерьере есть и предметы, которые можно назвать официальными.
Художники создавали фарфоровые блюда с изображением достижений Советского Союза. Это и электрификация, и первый реактивный самолёт, и покорение Космоса. Здесь же портрет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, рядом вазы с изображением Юрия Гагарина и Константина Циолковского. Это авторские работы. Для кого были созданы остается загадкой. Но создатели выставки предполагают, что для высших чинов СССР. При этом каждая вещь на выставке навевает воспоминания о теплом, пусть и похожем прошлом.