10 июня 2015, 15:57 10 июня 2015, 16:57 10 июня 2015, 17:57 10 июня 2015, 18:57 10 июня 2015, 19:57 10 июня 2015, 20:57 10 июня 2015, 21:57 10 июня 2015, 22:57 10 июня 2015, 23:57 11 июня 2015, 00:57 11 июня 2015, 01:57

Исполняется 90 лет со дня рождения Элия Белютина

Элий Белютин – вероятно, один из самых противоречивых художников периода оттепели. Живописец и искусствовед, в молодости он исследовал историю художественного обучения в России. А потом и сам стал автором, по сути, первого альтернативного метода образования.

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Элия Белютина – вероятно, одного из самых противоречивых художников периода оттепели. Живописец и искусствовед, в молодости он исследовал историю художественного обучения в России. А потом и сам стал автором, по сути, первого альтернативного метода образования. Его студенты рисовали на любых поверхностях практически любыми инструментами, включая швабры и гвозди. Элий Белютин доводил учеников до слез, показательно выгоняя их или иронично цитируя Шагала: «Рисовать надо плохо, тогда рисуешь выразительно».

«Знаете, мы живем в такой удивительной стране, где, вообще, в конце концов, всё сбывается, пусть и очень поздно…» – в 1991 году так говорил на выставке в Манеже художник, который в 1961-м здесь же был «предан анафеме» Хрущевым. Большую часть своего творческого пути Элий Белютин был запрещен к воспроизведению и распространению.

В 54-м появляется его студия «Новая реальность». Её картинами тут же заинтересовались западные журналисты и критики. Но в Союзе художников студии освистали, и после роковой выставки они были вынуждены отступить. Вдова Белютина вспоминает: желающих идти за ним было так много, что им пришлось покупать и строить дачу-мастерскую. Место выбрали знаковое – Абрамцево.

«Зимой дачу крушили. Выбивали стекла, ломали рамы. Политическая борьба перерастала в материальную. Художники жили по принципу колонии: питание было нашим, и Элий Михалойвич обеспечивал материалы, которыми работали его – я не могу сказать ученики, – он их всегда называл «товарищами по живописи»», – рассказала вдова художника, искусствовед Нина Молева.

От академических канонов студия Белютина была далека. Задания «товарищам по живописи» могли звучать так: изобразить лес, за которым находится Освенцим, написать все цвета радуги, пользуясь одной краской. Белютин учил: «Современное искусство не говорит человеку: «ты понимаешь», оно говорит: «ты чувствуешь». Шестьсот художников прошло через студию в Абрамцево. Среди них была и Людмила Дицкая. Профессор Строгановки помнит по сей день, как боготворили Белютина. Он нес абсолютно новое искусство. Принципы «новой реальности» Дицкая объясняет нам на примере своих работ.

«Показан окружающий нас мир: с одной стороны – вода, с другой стороны – небо. Причем вода показана таким образом, что вот эта формы рыбы означает, что предмет есть рыба, а она означает воду. Здесь всё время идет символика. У него стоит грандиозная задача: показать через угадываемые персонажи весь мир!», – пояснила она.

Работавшие в изоляции в Абрамцево художники Новой реальности и не думали, что вскоре их работы окажутся в Третьяковской галерее. В 1988 году к ним приехал совет музея отбирать работы в коллекцию.

С 1988-го работы Белютина закупают зарубежные музеи – Венгрии, Франции, Италии, Англии. Первые экспозиции «Новой реальности» прошли там. После выставки в Манеже в 1991-м мэр Нью-Йорка предложил провезти её по всем Штатам. Сто двадцать картин так и остались там – из-за распада Советского Союза. Это был единственный случай, когда Белютин не получил гонорара от продажи картин за рубеж. Всю жизнь за границу свои работы художник продавал, а музеям в России – дарил. Сегодня эту традицию продолжает его вдова.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация