Сходство наива и примитивизма демонстрирует экспозиция "Наив…но"
Какое искусство считать подлинным, чистым, не отягощенным штампами и опытом веков? Французский художник и коллекционер Жан Дюбюффе был уверен, что это ар-брют. С середины прошлого века он собирал произведения маргиналов – душевнобольных, заключенных, чудаков. И придумал этот термин – "ар-брют", "грубое искусство". Иногда его называют маргинальным, есть близкие по значению и смыслу названия – "наив", "творчество аутсайдеров".
Разобраться во всех этих терминах и явлениях поможет начавшийся в эти дни в Московском музее современного искусства "Фестнаив" – Пятый международный триеннале наивного искусства. Тема нынешнего – "Сотворение мира". В программе фестиваля и выставка "Наив…но". Это "но" намекает на обилие сходного и общего в искусстве наива, искусстве любителей, и в примитивизме, одном из профессиональных направлений в живописи.
Примитивное – не всегда плохое, неглубокое и упрощенное. Начиная с XIX века художники нашли в примитиве новую подлинность. А в XX веке рисунки наивистов соседствовали на выставках и аукционах с работами признанных мастеров и академиков.
"Это история взаимовлияния, прохождения в искусство наивистов и искусства наивистов в искусство профессионалов-примитивистов, продолжалась на протяжении всего ХХ века", - говорит руководитель кураторской группы Людмила Андреева.
Нико Пиросмани, Катя Медведева, Елена Волкова - целая плеяда художников-наивистов, чьи имена плотно вплелись в историю русского искусства ХХ века. Работы разных мастеров, разных направлений и разного времени сегодня органично сосуществуют в едином контексте и пространстве с Малевичем, Бурлюком, Гончаровой.
"Такие работы, как работы Ланга "Метель" из собрания нашего музея, работа концептуалиста нашего времени, работа нонконформиста Алферова. И в этот же ряд очень органично вписывается такая работа наивного мастера как "Новый год" Шевченко, - рассказывает старший научный сотрудник Музея современного искусства Нина Лаврищева.
Наивистов больше всего интересуют так называемые «общечеловеческие» темы. Поэтому история наива на выставке представлена в виде некоего извилистого пути. Город, его пространство. Рождение человека, Вселенной и нового искусства. Портрет, автопортрет как переживание и изучение окружающего мира через призму себя самого.
Один из залов посвящен теме рая. И это понятно, образ наивного искусства часто ассоциируется с райской идиллией. Большинство художников тяготело к чистым и светлым образам, потому как жизненный путь многих не был легким. А обращение к райской тематике было своего рода компенсацией счастья.
Проект "Сотворение мира" продолжает тему. В экспозиции - работы последних лет. Показывают, как меняется это искусство. Картины художников из разных уголков страны - Омска, Краснодара, Ульяновска, Оренбурга, Москвы. Так, Музей органической культуры из Коломны представил полиптих Владимира Зороастрова "Шесть дней творения".
"Мы можем видеть, как наив трактует эту извечную тему – творение мира, как он в ней мыслит. Интересна не только сюжетика, но и техника. Зороастров придумал свою уникальную технику: он пишет сухими кистями по полотну", – говорит куратор Мария Артамонова.
На выставке – работы художников и из других стран. Постоянный участник фестиваля "Фестнаив" – итальянец Гвидо Ведовато. Его наив классический – мир радости и добра. А вот картина Дражена Тетеца, представителя хорватской школы наивной живописи на стекле, – распятый Иисус и крест на подпорках – кульминация экспозиции.