В Москве можно увидеть "Окна в Россию"
Институт русского реалистического искусства приглашает взглянуть на историю России XX века... через окно. В экспозиции ‒ картины известных российских и советских художников, объединенные одной темой. Выставка передвижная, успела побывать в разных городах, и вот теперь «Окна в Россию» увидит Москва. Репортаж Елены Ворошиловой.
Возле этих окон сейчас фотографируются, делают селфи, встречаются с кумирами. Пристально вглядываясь, пытаются понять, почему «Гладиолусы» Таира Салахова, написанные в 58-м, ‒ символ «оттепели». А возле натюрморта с телефоном Юрия Пименова физически чувствуется висящая в воздухе пауза.
«Мы предлагаем нашему зрителю пофантазировать: что это могло быть. На самом деле это возможность человека получить кусочек своей частной жизни. У людей появились собственные квартиры, пусть и не большие, появились телефоны. Но учитывая то, что Пименов ‒ все-таки городской романтик, мы надеемся, что это приглашение на свидание. И девушка должна подбежать к телефону и сказать: “Конечно, я иду с тобой в кино”», ‒ размышляет арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова.
Про эти окна можно говорить много и долго. Большая их часть находится в фондах Третьяковской галереи и Институте русского реалистического искусства. Через эти окна художники показали миру свой взгляд на этот самый мир, тревожный, радостный, задумчивый. Портрет девочки Бориса Иогансона кажется из какой-то далекой жизни, неспешно текущей в усадьбе. А ведь это лето на даче. А парочка на балконе Александра Дейнеки ‒ театральные художники Анна Мартинсон и Алексей Понсов ‒ просто лучатся счастьем.
«Окно в картине ‒ это еще одна картина в картине. Таким образом, это тема намечает два полюса: полюс частной, закрытой, приватной жизни, и полюс жизни, которая окружает человека», ‒ пояснила куратор выставки Ольга Полянская.
Через эти окна можно увидеть разную жизнь. Да и сами окна разные. На картине Сергея Моисеенко ‒ их целых два. За одним ‒ мальчик, за другим ‒ дорога. Возможно, это всего лишь кусок пейзажа, вписанный в портрет, а, может, что-то большее. Отправляясь в это путешествие, каждый может додумать свою историю, решая, что там за окном.