Третьяковка открывает выставку итальянского авангардиста Джорджо де Кирико
Вслед за выставкой Зинаиды Серебряковой Третьяковская галерея готова представить ещё один потенциальный «блокбастер» – экспозицию работ Джорджо де Кирико. Первая в России персональная выставка знаменитого авангардиста ХХ века получила название «Метафизические прозрения». Репортаж Станислава Дорэ.
Монтаж выставки, которую называют одним из главных событий года, длится уже неделю. Хлопот у специалистов много: будет представлено около ста работ, и каждая требует индивидуального подхода. Часть экспонатов ещё в пути – например, костюмы, созданные де Кирико для балета «Бал» дягилевской антрепризы из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта. Это будет первая масштабная выставка Джорджо де Кирико в России, прежде его у нас показывали лишь дважды, да и то, почти век назад: в 1929-м – четыре работы, в 1930-х – рисунки и офорты. Теперь же публика увидит главные шедевры отца метафизического реализма и сможет проследить, как эволюционировал и менялся этот один из важнейших авторов ХХ века, оказавший влияние на многих художников, в том числе, российских – например, Казимира Малевича.
«Например, эти пустолицые фигуры. У де Кирико это манекены, а у Малевича это что-то иное, другое наполнение образов. Малевич ученикам очень рекомендовал обратить внимание на то, как де Кирико обращается с античностью и воплощает культуру, пластику и античный миф», – отметила куратор выставки Татьяна Горячева.
Де Кирико был знаком со многими русскими авторами, в их числе поэт Илья Зданевич, художник Михаил Ларионов, писатель и искусствовед Павел Муратов. К слову, и обе его жены были русскими. Предстоящая выставка в Третьяковке – важное событие не только для нашей страны, но и для всего мира, впрочем, как и любая другая подобного уровня экспозиция работ Джорджо де Кирико. Меры предосторожности приняты беспрецедентные. Часть работ не разрешено снимать. Будущая экспозиция будет делиться на несколько разделов, один из которых расскажет о его неожиданном обращении к произведениям старых мастеров, которые он копировал, переосмысливал, и за что сюрреалистами был проклят и записан в предатели.
«Он был очень тщеславным и эгоцентричным человеком, и когда его спросили в интервью, кого вы считаете главным художником ХХ века, он ответил: себя. И примеривание на себя манеры Рубенса, Курбе, Тициана – это попытка поставить себя в ряд с величайшими мастерами прошлого», – пояснила Татьяна Горячева.
Де Кирико как-то сказал, что все гении жили в прошлом, и что если кто-то желает стать хорошим художником, он должен учиться именно у старых мастеров. При этом был уверен, что всё современное искусство однажды обязательно станет классикой. Сам себя де Кирико считал гениальным – не только художником, но и моделью, говорил, что он – само терпение. В экспозиции Третьяковки будут представлены его автопортреты. У посетителей музея будет уникальная возможность – определить какой из миров, метафизический или реалистический, де Кирико удалось визуализировать в совершенстве.