В Доме-музее Шаляпина проходит выставка эскизов и костюмов "Флора и фауна русского театра"
В Петербурге, в Доме-музее Шаляпина, проходит выставка «Флора и фауна русского театра». На ней представлены эскизы и оригинальные костюмы цветов, зверей, птиц и насекомых, а также природных явлений и стихий, сделанные выдающимися театральными художниками. Самые старые из них созданы еще в конце XIX века, а самые современные – в начале 1980-х. Организаторы признаются, что выставка рассчитана прежде всего на детей. Но и взрослым скучать не придется.
Сегодня мало кто знает, что на заре XX века эскизы для балета Мариуса Петипа «Роман бутона розы» создавал не кто иной, как князь Иван Всеволожский, художник, сценарист и дипломат.
«Здесь на выставке представлены и оригинальные крылья мотыльков. Они относятся к 1903 году, тогда была запланирована последняя постановка, и балетмейстер, который ставил балет, был Мариус Петипа. Для него этот балет стал трагической точкой в его творческой биографии, потому что в этот год он был уволен директором императорских театров Владимиром Теляковским», − рассказывает заведующая мемориальным Домом-музеем Ф.И. Шаляпина Марина Литюшкина.
Постановку возобновили только в 1919 году. Но тогда большую часть костюмов уже отдали в пролетарские коллективы и революционные драмкружки. От декадентских мотыльков, бабочек и цветов остались лишь вот эти самые крылышки. Но больше других в 1920-е годы экспериментировал Театр Сергея Радлова, в 1930-е годы именно сценический костюм был главным средством выражения художественного замысла режиссера.
«Нет ничего общего у этой змеи с телом человека. Фактически все черты человеческого тела здесь нивелированы, однако они не препятствовали двигаться артисту, то есть он исполнял номер в определенной эстетике. И если мы сейчас будем двигаться от одного образа к другому, обратите внимание, что позы и жесты одного и того же персонажа фактически повторены», − добавляет Марина Литюшкина.
Парадоксально, но костюм может служить также и декорацией. Когда ленинградский Большой Драматический театр в 1981 году выступал с гастролями в Братиславе, Эдуард Кочергин создал костюмы, адаптирующие чеховских «Трех сестер» для местной аудитории.
Сценические костюмы всегда помогали артистам изображать на сцене флору и фауну. Так что такие фольклорные выражения - зачем козе баян или парадоксальное: конь в пальто - на этой выставке приобретают вполне серьезное смысловое наполнение.