В Музее имени Пушкина выставлены почти сто работ знаменитого Джорджо Моранди
Спустя сорок лет Государственный музей изобразительных искусств снова представляет выставку работ Джорджо Моранди - известного итальянского художника ХХ века, который видел красоту в камерности, в самых простых формах. Ключ к пониманию его творчества, по мнению искусствоведов, кроется в живописи раннего итальянского Ренессанса, во фресках Джотто. В экспозиции Пушкинского музея - более 90 полотен мастера. Подробности - у Станислава Дорэ.
Главные герои и любимые модели Джорджо Моранди - вазы, кувшины, баночки и чашки, привезённые из мастерской художника. Натюрморт всегда был его любимым жанром, чуть меньше он писал пейзажи и совсем редко портреты, в основном самого себя. Моранди не так хорошо известен широкой публике, многим его работы могут показаться простыми, даже невыразительными. Но это лишь поверхность. Для людей, причастных к миру искусства, художник - эталон, редкий пример чистоты и ясности, тонкости и глубины.
"Это такое завораживающее, невероятное и восхитительное чувство, когда ты можешь это ощущать и видеть в этих вещах всё движение, как один цвет сменяется другим, как это все меняется самым незаметным образом", - комментирует директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.
Расхожая фраза "Искусство ради искусства" - это про Джорджо Моранди. В его работах нет философских концепций, подтекстов, символов и метафор. Для него самое главное - пластический язык, желание проникнуть в суть вещей и предметов, обозначить и выделить форму.
"Его картины - это всегда синтез пространства и формы, но если мы увидим, то поймем, что никакого пространства он не изображает. Он изображает пространство через предметы, и это тоже есть у итальянцев. Можно вспомнить массу вещей, когда через предмет достигали глубины", - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.
Целый раздел выставки посвящён цветам, и эти работы Моранди почему-то не причислял к натюрмортам. Для него это было отдельное направление, целый мир для созерцания и изучения.
"Моранди абстрагируется от реальности. В его работах - букет меньше вазы, а сама ваза больше похожа на колонну или некое геометрическое тело, в котором цветы растворяются", - отмечает куратор выставки Мария Кристина Бандера.
Кстати, Моранди никогда не писал живые цветы, а либо засушенные, либо созданные из бумаги и шёлка, согласно традиции болонской школы живописи XVIII века.
В экспозиции представлено и графическое наследие автора - его офорты на цинке и меди. Моранди считается одним из лучших европейских мастеров гравюры. Его сравнивают с Рембрандтом. Кстати, художник четверть века являлся профессором Болонской академии изобразительных искусств, где как раз и преподавал гравюру.
Моранди был скромным и закрытым человеком. Слава и внимание его не интересовали, скорее, даже напрягали. Светского общества избегал. В интервью отказывал. Женат не был, всю жизнь прожил со своими сёстрами. За границей бывал всего пару раз. Художника вполне устраивал аскетичный образ жизни, более того он был ему необходим, чтобы, созерцая, медитируя и концентрируясь на простых объектах, проникнуть в их суть и превратить из бытовых, обыденных в магические и волшебные.
Читайте также:
ГМИИ им. Пушкина готовит выставку современной живописи Джорджо Моранди