Кураторы новой экспозиции решили выставить "Кружево напоказ"
В русском фольклоре выражение «перебирать коклюшки» означало – «болтать попусту». Для мастериц же коклюшки были главным орудием труда – часто общим числом до четырехсот штук. Отдать дань кружевоплетению – одному из самых изысканных изобретений человечества – решили кураторы выставочного проекта «Кружево напоказ» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Представлены более трехсот предметов, в том числе из собраний Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно», музея-усадьбы «Останкино».
На открытие выставки с эпатирующим названием «Кружево напоказ» многие гости и сами пришли в кружевах. Этот давно узаконенный элемент роскоши сейчас прочно в моде. Кружево – элемент высокого стиля и женственности. Однако так было не всегда.
«Это только в XVI-XVII веке мужчины носили кружево – кружевные воротники, знаменитые жабо, это эпоха трех мушкетеров, маркизов, кружевные манжеты – это как раз изначально мужской аксессуар. Он был создан в Италии на острове Бурано, – рассказывает историк моды Александр Васильев. – Впоследствии стал женским».
Историк моды Александр Васильев, часть коллекции которого также участвует в выставке, развенчивает еще один кружевной миф: кружево, даже знаменитое вологодское, не российское изобретение – все технологи привез Петр Первый из Италии и Голландии.
Однако в России оно быстро прижилось и даже приобрело национальные мотивы. Это видно на образцах, созданных по эскизам известных русских художников.
Кроме того, кружево обрело свой символический язык. Порою, буквально творило чудеса, создавая вокруг своих обладательниц таинственный флер.
«Кружева блонд выполняются на тончайшей сеточке, которую на расстоянии никто не заметит. Поверх выполняется орнамент, который как раз и витает вокруг, как маленькие светлячки. Это был очень красивый и оптически очень интересный эффект, – рассказывает куратор выставки Екатерина Рычкова. – Например, дама в блондах, посещающая ложу, производила впечатление не укутанной в кружева, а кружева, как будто шли перед ней».
Времена дамского кружева, когда не только вечерние туалеты, но и белье кружевное, претендовало на статус произведения дизайнерского искусства, сменила советская эпоха. Как ни странно, она не убила кружево как чуждый элемент буржуазной жизни. Пощадило и даже повысило в статусе.
«Господствовал суровый стиль, где кружево в костюме трудно было найти, но зато какое роскошество являли собой панно, официальные государственные подарки, панно кружевные, ручные для специальных дат и государственных праздников. Это стало настоящим искусством», – рассказывает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.
Третьяковская галерея вплела в кружевную экспозицию несколько знаменитых картин с дамами в кружевах, вдохновивших Брюллова, Аргунова, Пименова.
Кружево и сегодня манит художников. На выставке – истории в стиле «готический шик» от дизайнера Ольги Берг. Кажется, весь мир находится во власти этого хрупкого чуда.