Выберите регион

Смотрим на

Неравнодушный к судьбе своей страны Станислав Говорухин

«Он не скулил, не ныл, может, хмур был и зол, но шёл». То, что, первый фильм Станислава Говорухина - это именно «Вертикаль», фильм о восхождении и об испытании характера, кажется особенно символичным сегодня, в дни, когда мы простились с режиссёром и актёром особой породы. Его непоколебимость казалась иногда какой-то нечеловеческой, а принятые им решения не предназначались для обсуждения и для пересмотра. Пошёл в политику и был твёрдо уверен в том, что его работа в ней ощутимо помогла российскому кинематографу. Вчера Станислав Сергеевич похоронен.

Станислав Говорухин не раз признавался, что снимал лишь то, что ему нравилось. В партию не вступал, цензуры не боялся. В своей дебютной картине «Вертикаль» сумел вывести на экран не просто самого Высоцкого, но и его песни, тогда, можно сказать, запрещённые.

Он превратил в фильмы любимые с детства книги - «Дети капитана Гранта», «Том Сойер» и «Робинзон Крузо». Считал, что в кино обязательно должен быть светлый финал, который оставляет зрителям надежду. Поэтому концовка его самого знаменитого и любимого зрителями фильма «Место встречи изменить нельзя» отличается от финала романа братьев Вайнеров. Но сильнее всего режиссёра волновала идея справедливого возмездия. Особенно остро это звучит в его «Ворошиловском стрелке».

Станислав Говорухин вспоминал, что в профессию режиссёра его привлёк образ жизни. Жить он умел и любил. «Всё, что он делал, было с необычайным вкусом. Жил, одевался, курил, выпивал. У него прекрасные картины, он замечательно рисовал. Для меня было открытием, что он может так рисовать», - говорит народная артистка России Евгения Добровольская.

Рисованием Станислав Сергеевич увлёкся в середине 90-х, начинал с карандашных набросков, впоследствии стал почётным членом Академии художеств. Говорухин обладал по-настоящему многогранным талантом. «Он - герой Киры Муратовой в фильме "Среди серых камней". И он же Крымов из "Ассы" Соловьёва. То есть он ещё и выдающийся актёр. И сценарист ведь тоже. "Тайны мадам Вонг", "Пираты ХХ века"… Сегодняшние зрители не помнят эти фильмы, но это были суперхиты», - вспоминает кинокритик Антон Долин.

И он же автор публицистических картин, автор со своим словом и мнением. Фильмы «Россия, которую мы потеряли», «Так жить нельзя» всколыхнули переживающую перемены страну и побудили тысячи людей к личному общению с режиссером.

«Я помню эту встречу в Санкт-Петербурге в гигантском зале "Октябрьский" на четыре тысячи мест, это как Кремлёвский дворец. И вот люди присылали записки, я сидела на сцене и разбирала эти записки, чтобы Станислав мог ответить. А в записках было: "А как жить?"», - рассказывает заслуженная артистка РСФСР, депутат Государственной думы РФ Елена Драпеко. 

На этот вопрос Говорухин искал ответ всю жизнь. Неравнодушный к судьбе своей страны, он пошёл в политику. «Он многие годы работал в Думе, возглавлял Совет по культуре, его влияние благотворнейшим образом сказывалось на нашей культуре. Он очень много сделал, чтобы не допустить тех глупостей, которые могли быть сделаны», - считает режиссёр, народный артист России Карен Шахназаров.

Свой последний фильм по произведениям Сергея Довлатова Говорухин назвал «Конец прекрасной эпохи». Конец оттепели, недолгой свободы художника. Кино сделал чёрно-белым, таким он запомнил то время. Последние годы Станислав Говорухин боролся с болезнью, пришлось отказаться от участия в уже утверждённом на «Мосфильме» проекте. Церемония прощания с режиссером прошла 16 июня в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Среди пришедших проститься и почтить память Станислава Говорухина были президент России Владимир Путин, друзья и коллеги, деятели культуры, а также сотни поклонников таланта режиссера.

Новости культуры

Читайте также