Реализму в современном искусстве посвящена экспозиция Русского музея
Как сегодня развивается реалистическая традиция в изобразительном искусстве? И какие формы она принимает? В Русском музее открылась выставка, в центре которой – реализм XXI века. В экспозиции – работы молодых художников Москвы и Петербурга. Оказалось, многим авторам тесно в академических рамках. Их привлекает фотореализм, гиперреализм. А кто-то испытывает пристрастие к «уходящей натуре» и проявлениям советского стиля. Как бы то ни было, сегодняшний реализм уже трудно рассматривать вне контекста актуального искусства.
Как художественное направление реализм замечателен тем, что под ним искусствоведы и художники часто понимают совершенно разные подходы к изобразительному искусству. Для одних это обязательное присутствие на холсте чего-то фигуративного, для других – стремление передать объекты с почти фотографической точностью, для третьих – и они находятся в меньшинстве – реализм – это все, что несет дух и нерв времени. Представляя реалистов XXI века, Русский музей пытается разрушить стереотип о современных художниках, которые, по частым отзывам критиков и зрителей, давно разучились рисовать.
«Мы как раз собрали эту выставку для того, чтобы показать, что есть художники-фигуративисты, прекрасно владеющие школой, но их тип мышления и тип искусства отличается от того, что мы понимаем под реализмом в XIX веке», – отмечает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Зайцы Дмитрия Локтионова с названием «Предчувствие гражданской войны» безумно далеки от мишек Ивана Шишкина. После гуманистического реализма XIX века был еще социалистический лакированный реализм, но работ, отсылающих на уровне художественной переклички к этому периоду, на выставке не много. Одна из них – «Шахтеры» – написана кузбасским битумным лаком.
«Все персонажи реальные, и материал тоже вторит им, потому что это материал, который сделан из угля, и колористика – собственно, такие они и выходят из шахты, замаранные, грязные», – говорит художник Илья Гапонов.
Холодком разложения веет от натуралистических полотен Екатерины и Игоря Пестовых, их гиперреализм сродни исканиям старых фламандцев. Но жесткое напоминание о том, откуда что берется, в отличие от работ XVII века может и не вызвать прилива жизненных сил. Реализм большинства произведений носит созерцательный характер – вещи, интерьеры и даже редкие герои существуют вне временного контекста. По мнению кураторов, у художников начала XXI века есть схожие черты.
«Другое мышление, другой подход, другие технологии, но это наш век, наша жизнь, и мы с этим живем», – комментирует руководитель выставочных и издательских проектов Русского музея Йозеф Киблицкий.
К жанру фантастического реализма тяготеют представленные на выставке работы Виктора Сафонкина и Вадима Григорьева-Башуна. Если Сафонкин полностью сосредоточен на внутреннем мире героя, то Григорьев-Башун готов говорить об актуальном. Произведения из цикла «Подкожная живопись» подобно айсбергу несут видимую яркую верхушку и многослойные глубинные смыслы. Так картина «Схватка», изображающая двух непримиримых мужчин, одновременно служит версией притчи о Георгии и змие.
«Вот здесь меняются символы – вместо Георгия Победоносца выстыпает медведь, символ России, змей – образ дракона. То есть всё равно что Россия постоянно находится в схватке с кем-нибудь», – поясняет художник Вадим Григорьев-Башун.
Откровения Григорьева-Башуна растворяются в потоке профессиональных, но часто бессодержательных произведений. Русскому реализму XXI века всего 15 лет.