18 марта 2019, 19:21 18 марта 2019, 20:21 18 марта 2019, 21:21 18 марта 2019, 22:21 18 марта 2019, 23:21 19 марта 2019, 00:21 19 марта 2019, 01:21 19 марта 2019, 02:21 19 марта 2019, 03:21 19 марта 2019, 04:21 19 марта 2019, 05:21

Зрителям показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера "Обломок империи"

  • Зрителям показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера "Обломок империи"
  • Картинка
    Зрителям показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера "Обломок империи"
  • Зрителям показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера "Обломок империи"
В Москве показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера «Обломок империи». Это один из немногих советских немых фильмов с оригинальной оркестровой партитурой, музыку к которому написал композитор-авангардист Владимир Дешевов.

В Москве показали восстановленную копию картины Фридриха Эрмлера «Обломок империи». Это один из немногих советских немых фильмов с оригинальной оркестровой партитурой, музыку к которому написал композитор-авангардист Владимир Дешевов. Показ прошел в живой оркестровой озвучке по воссозданной партитуре 1929 года.

Фильм «Обломок империи» восстанавливали почти семь лет. Реставрация пленки заняла несколько месяцев, а остальное время - поиск материалов в архивах по всему миру и сравнение копий.

«Мы нашли девять вариантов этой картины, десятки копий, но 9 разных вариантов. Мы стали соединять их один с другим, как мозаику по кусочкам. В итоге собрали фильм не только с пропущенными сценами, важнейшими сценами, но и потрясающего качества изобразительного», - отметил киновед Петр Багров. 

«Обломок империи» - это история унтер-офицера, после контузии, полученной на Первой Мировой, потерявшего память. Спустя десять лет главный герой начинает вспоминать о своем прошлом и пытается вернуться к прежней жизни. Ключевая работа Фридриха Эрмлера объединила приемы актерского кино и передовые для своего времени монтажные решения. 

«Сергей Михайлович Эйзенштейн, когда посмотрел материалы, сказал, что там есть один момент, который можно разработать как внутренний монолог героя. И Эрмлер переснял все это в поэтике монтажного кино. И одно другое дополняет. Стало понятно, что язык этого фильма - это синтез нескольких течений в нашем кино. И очень плодотворный синтез», - пояснил киновед Наум Клейман. 

Хрестоматийным стал кадр с Христом в противогазе - кульминационный момент воспоминаний главного героя. Фридрих Эрмлер цитирует рисунок немецкого художника-экспрессиониста Георга Гросса. Но этот эпизод был утерян. Киноведу Петру Багрову и коллегам удалось вернуть недостающий материал. Он был обнаружен в швейцарской синематеке.

Восстановленный фильм вновь обрел символический образ Спасителя, закрывшего глаза на ужасы войны, и одновременно эксцентричная деталь военного быта - кто-то из проходящих солдат надел на распятие противогаз.

«В каждой стране была своя цензура. Где-то была церковная, они вырезали поэтому Христа, где-то чисто коммерческая, они убирали сложные места, у нас была социальная. Были две версии: деревенская и полная. Но полная пропала во время войны скорее всего. А деревенская лежала в архиве, в Госфильмофонде, и все думали что она полная», - рассказал Багров.

В кинотеатре «Космос» фильм показали в сопровождении оригинальной музыки, написанной авангардным композитором Владимиром Дешевовым. В партитуре - цитаты из первой симфонии Шостаковича, «Завода» Александра Мосолова. Ее тоже пришлось восстанавливать по частям.

«Здесь музыка- это контрапункт: и тематический, и исторический, потому что проводятся аналогии с классицизмом, даже с барокко, там появляются вкладочки барокко», - рассказал художественный руководитель, дирижер симфонического оркестра «Таврический» Михаил Голиков. 

Восстановленная версия «Обломка империи» Фридриха Эрмлера стала на тридцать минут длиннее, и впервые за 90 лет картина была показана такой, какой ее видели зрители на премьере в 1929 году.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация