Изучение внешних областей Солнечной системы 18 октября 2016, 12:42 18 октября 2016, 13:42 18 октября 2016, 14:42 18 октября 2016, 15:42 18 октября 2016, 16:42 18 октября 2016, 17:42 18 октября 2016, 18:42 18 октября 2016, 19:42 18 октября 2016, 20:42 18 октября 2016, 21:42 18 октября 2016, 22:42

Новый ледяной мир с необычайно вытянутой орбитой может указать на таинственную Планету Х

Астрономы открыли ледяной мир, у которого невероятно вытянутая орбита. И теперь учёным предстоит выяснить, каким образом она сформировалась. Одни считают, что всё дело в гравитации Млечного Пути, другие уверены, что здесь не обошлось без таинственной девятой планеты.

Солнечная система обрела новый любопытный объект: небольшой ледяной мир L91 (неофициальное название) с одной из самых вытянутых орбит, известных на сегодняшний день. Объекту требуется более 20 тысяч лет, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца.

Исследователям ещё только предстоит определить размер необычного мира и его массу, но они уже могут добавить его в список ледяных тел, вращающихся далеко за пределами Нептуна на странной орбите. Последнее подразумевает некий гравитационный сбой (gravitational disruptions).

Так, в случае L91, некоторые астрономы полагают, что внешний разрушитель может быть девятой планетой-гигантом (которая пока даже не открыта). Между тем команда, открывавшая L91, склоняется к сценарию, в котором нарушение могло возникнуть из-за более "приземлённых" причин: проходящей звезды или гравитации Млечного Пути.

Объект L91 удалось обнаружить в рамках исследования эволюции внешней части Солнечной системы (OSSOS) с помощью телескопа Канада-Франция-Гавайи (Canada-France-Hawaii Telescope), который находится на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи.

По данным прибора, ледяной мир L91 никогда не приближается к Солнцу более чем на 50 астрономических единиц (одна а.е. приблизительно равна среднему расстоянию от Земли до Солнца). С этой дистанции объект медленно перемещается до крайней точки от Солнца – до 1,430 астрономических единиц.

Исходя из полученных выводов, учёные заключают, что L91 имеет более вытянутую орбиту, чем Седна –другой удалённый объект размером с Плутон. Самая ближайшая точка сближения Седны с Солнцем – 76 астрономических единиц, а самая дальняя точка достигает 937 астрономических единиц.

Некогда считалось, что Солнечная система была относительно статична и текущая структура планет практически не изменилась с момента их формирования в гигантском облаке пыли и газа – более четырёх миллиардов лет назад. Но благодаря последним исследованиям учёные поняли, что планетарная история полна сюрпризов и в ней тоже присутствует вполне себе своеобразные перемещения планет.

Некоторые специалисты уверены, что L91 является так называемым скитальцем. Астрофизик Мишель Баннистер (Michele Bannister) из Университета Квинс в Белфасте предложила сценарий, в котором ледяной объект был сформирован с более регулярной эллиптической орбитой. Тогда его ближайшая и самая дальняя точка от Солнца была бы примерно одинаковой.

За миллиарды лет гравитационное влияние Нептуна могло отразиться на ледяном объекте, и в результате его могло бы слегка оттолкнуть, что привело бы L91 к дальней орбитальной точки всего пути – вплоть до внутренней части облака Оорта. Напомним, что последнее является кластером замороженных тел. Астрономы полагают, что объекты, составляющие облако Оорта, сформировались около Солнца и были рассеяны далеко в космос гравитационными эффектами планет-гигантов на раннем этапе развития Солнечной системы.

Затем проходящая звезда или гравитационное взаимодействие с галактикой Млечный Путь могло втянуть орбиту L91 и сделать её менее вытянутой, но всё же достаточно своеобразной – такой, какую учёные и наблюдают сегодня.

Однако не все согласны с такой теорией. Например, планетарный учёный Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института считает, что есть другой предпочтительный сценарий. По его мнению, всё дело в гравитационном притяжении от девятой планеты. Астрономы полагают, что она схожа по своим размерам с Нептуном.

Батыгин и его коллега Майк Браун (Mike Brown) считают также, что существованием таинственной планеты можно объяснить странные протяжённые орбиты полдюжины других объектов, включая Седну.

Баннистер и его коллеги моделировали сценарий, в которой загадочная девятая планета могла бы обеспечить гравитационный "пинок", необходимой для получения вытянутой орбиты L91. Но оказалось, что в этом случае ледяной мир накренился бы на другую орбиту.

Тем не менее Батыгин уверен, что галактическое гравитационное притяжение – это малопроизводительный процесс и что объяснение необычной орбиты с помощью существования девятой планеты – всё-таки менее замысловатый способ достижения того же результата.

Исследователи сообщили об открытии и результатах исследования 17 октября на совместной встрече Отделения планетарных наук Американского астрономического общества и Европейского планетарного научного Конгресса.

Добавим, что за орбитой Нептуна периодически находят карликовые планеты. О других открытиях и исследованиях внешних областей Солнечной системы читайте в нашей специальной рубрике.