Поиск жизни в космосе 29 сентября 2014, 14:00 29 сентября 2014, 15:00 29 сентября 2014, 16:00 29 сентября 2014, 17:00 29 сентября 2014, 18:00 29 сентября 2014, 19:00 29 сентября 2014, 20:00 29 сентября 2014, 21:00 29 сентября 2014, 22:00 29 сентября 2014, 23:00 30 сентября 2014, 00:00
  • Маргарита Паймакова

В межзвёздном пространстве найдены сложные органические молекулы

Международная группа астрономов добилась успехов в многолетнем поиске сложной органики в космосе. Исследователи обнаружили в межзвёздном пространстве изопропил цианида — разветвлённую органическую молекулу, похожую на аминокислоту.

Каждая конкретная молекула может быть обнаружена в межзвёздном пространстве по свету определённой длины волны. Визуальный шаблон, или спектр, учёные могут составить, например, с помощью радиотелескопов. Для последнего исследования астрономы использовали огромные телескопы обсерватории ALMA, затерянной в чилийской пустыне. Первые снимки обсерватория, сочетающая мощь 66 радиоантенн, начала получать в 2013 году.

Международная группа учёных из института Макса Планка, Корнельского и Кёльнского университетов искала в космосе сложную органику. И не так давно астрономы обнаружили в глубинах межзвёздного пространства "подписи" разветвлённых органических молекул.
Данные вещества — а именно изопропил цианида (i-C3H7CN) — были замечены в огромном газопылевом звездообразующем облаке Стрелец B2, находящемся в 27 тысячах световых лет от Солнца.

Изопропил цианида присоединился к длинному списку интересных молекул, обнаруженных в межзвёздном пространстве. Но его выдающейся особенностью (в сравнении с другими) является необычная структура. Все остальные органические молекулы, которые были обнаружены в космосе до сих пор (в том числе нормальный пропил цианида) представляют собой прямую углеродную цепь. У изопропила цианида, в свою очередь, разветвлённая структура, а это, к слову, ключевая характеристика аминокислот.

"Аминокислоты являются строительными блоками для белков, которые являются важными составляющими жизни на Земле, – рассказывает ведущий автор исследования Арно Беллош (Arnaud Belloche) из Института радиоастрономии Макса Планка. – Нас очень интересует происхождение аминокислот в целом и их распространение в нашей галактике".

Органическая молекула изопропила цианида имеет разветвлённую углеродную цепь (слева), в отличие от прямой цепи изомера пропилового цианида (справа). Обе молекулы были обнаружены в облаке Стрелец В2 (иллюстрации MPIfR/A.Weiss, Universität zu Köln/M.Koerber, MPIfR/A. Belloche).Ранее

учёные обнаружили аминокислоты в составе метеоритов, упавших на Землю. Состав этих космических гостей давал основание предположить, что вещества в них имеют межзвёздное происхождение.

В ходе нового исследования аминокислоты не были обнаружены, но это открытие добавляет аргументов к гипотезе о том, что аминокислоты, найденные в составе метеоритов, образовались именно в межзвёздной среде. Как известно, аминокислоты являются строительными блоками белков, а белки крайне важны для появления и развития жизни.

"Обнаруженные молекулы интересны тем, что показывают: межзвёздная химия действительно способна производить молекулы с такой сложной разветвлённой структурой", — добавил Беллош.

Впервые предположение о том, что разветвлённые молекулы могут образовываться на поверхности пылинок в межзвёздном пространстве, было выдвинуто в 1980-х годах. Но нынешнее открытия — первый случай, когда теория нашла подтверждение.

Более того, похоже, что изопропил цианида в межзвёздном пространстве хранится в большом количестве. Это означает, что разветвлённые молекулы могут быть обычным делом в межзвёздном пространстве.

Подробности открытия были опубликованы в журнале Science.