Крысы готовы пренебречь шоколадом ради спасения тонущего товарища
Для человека состояние эмпатии или осознанного сопереживания другому, а также последующее оказание помощи нуждающемуся, является естественным проявлением социального поведения. Существует ряд исследований, в которых было показано, что подобные эмоции свойственны и некоторым приматам. При этом долгое время считалось, что другие млекопитающие не способны к столь высокому уровню эмоциональной мотивации.
В 2011 году нейробиолог Чикагского университета Пегги Мейсон (Peggy Mason) и её коллеги продемонстрировали, что если крыса оказалась в ловушке, в узкой пластмассовой трубке, то её свободная соседка по клетке будет пытаться открыть защёлку, пока не достигнет положительного результата. Тогда нашлось немало скептиков, которые были уверены в том, что свободной крысой движет желание общения с сородичем, а вовсе не понимание того, что другое животное в беде.
Новое исследование специалистов из Университета Квансей Гакуин (Kwansei Gakuin University), проведённое во главе с Нобуя Сатой (Nobuya Sato), полностью развеивает эти сомнения.
Для того чтобы доказать, что и крысам не чуждо искреннее желание помочь ближнему, учёные изготовили специальную двухкамерную коробку с прозрачной перегородкой. В перегородке была предусмотрена дверца, которую при наличии большого желания и сообразительности может открыть грызун. Одна из камер была частично заполнена водой, так что крыса могла находиться в ней только на плаву или, схватившись за небольшой уступ, чтобы передохнуть.
В ходе эксперимента избавить грызуна от неприятного пребывания в воде могла только другая крыса, которая сидела в соседней сухой камере и наблюдала за плачевным положением сородича. Счастливице было достаточно оттолкнуть дверцу, чтобы плавающая крыса смогла выбраться из бассейна. И во всех опытах грызуны полностью оправдывали ожидания экспериментаторов.
Но, если бассейн был сухим, крыса из второго отсека не спешила на помощь, что, по мнению, как авторов новой статьи, так и Пегги Мейсон, наглядно иллюстрирует именно желание помочь, а не поиск компании.
Ещё одним важным наблюдением стало то, что крыса, которая на своей шкуре знала, что такое плавать в бассейне, открывала дверцу быстрее, чем грызуны, которые не были знакомы с водой. То есть неприятные воспоминания обострили чувство эмпатии у этих особей.
Наконец, исследователи провели решающий тест, в котором против проявления сочувствия был выставлен шоколад – излюбленное лакомство грызунов. Он находился за соседней с "бассейном" дверцей. В большинстве опытов крысы сначала стремились освободить товарища, а уже потом добраться до угощения. То есть грызуны продемонстрировали, что желание помочь терпящему бедствие сородичу не менее сильно, чем желание получить пищу.
Принято считать, что выгодное с эволюционной точки зрения проявление эмпатии происходит от взаимоотношений матери и потомства. Для эффективного продолжения рода необходимо, чтобы мать чувствовала эмоциональное состояние своих детей и спешила сделать то, что им необходимо в данный момент – кормление, чистка, согревание или утешение.
Работы Мейсон и Сато показывают, что среди млекопитающих признаки полезного альтруистического поведения и эмпатии сохраняются не только в период выращивания потомства, но, так же как и у людей, на протяжении всей жизни и независимо от пола.
Результаты работы группы Сато подробно описаны в издании Animal Cognition.