25 мая 2014, 21:02 25 мая 2014, 22:02 25 мая 2014, 23:02 26 мая 2014, 00:02 26 мая 2014, 01:02 26 мая 2014, 02:02 26 мая 2014, 03:02 26 мая 2014, 04:02 26 мая 2014, 05:02 26 мая 2014, 06:02 26 мая 2014, 07:02

Войцех Ярузельский – "генерал меньшего зла"

25 мая в Польше на 91-м году скончался экс-президент страны генерал Войцех Ярузельский. Он был последним из руководителей социалистических стран Восточной Европы начала 1980-х годов. Ярузельский запомнился тем, что, опасаясь госпереворота, в 1981 году ввел в стране военное положение.

25 мая в Польше на 91-м году скончался экс-президент страны генерал Войцех Ярузельский. Он был последним из руководителей социалистических стран Восточной Европы начала 1980-х годов. С 1985-го по 1989 годы занимал пост председателя Госсовета Польской Народной Республики — высшего государственного поста в стране. В 1989 году был избран президентом Польши.

Ярузельский запомнился тем, что, опасаясь госпереворота со стороны массового протестного движения "Солидарность", в 1981 году ввел в стране военное положение. Тем самым, как считается, он избежал вторжения советских войск, как это ранее было в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968-м. Впрочем, критики Ярузельского военного положения в стране ему так и не простили.

С политической сцены Ярузельский ушел в 1990 году. В последние годы он часто был в больнице. В начале мая генерал перенес в госпитале инсульт. После этого он уже не приходил в себя.

Жизнь Войцеха Ярузельского — это драма человека, надолго пережившего свою эпоху. Он — последний из лидеров советского блока предперестроечной эры развитого социализма. И в новом времени его пытались посадить в тюрьму за то, за что можно было бы наградить.

"Великая тяжесть ответственности легла на меня в этот драматический момент польской истории. Государственный Совет в соответствии с требованиями Конституции ввел военное положение на территории всей страны" — утром 13 декабря 1981 года телевидение передает обращение Ярузельского. Он объясняет, почему на улицах появились польские танки, почему не работает телефон, введена цензура, комендантский час и запрещены забастовки.

"В 1981 году в Польше сложилось двоевластие: формальная партийная власть и "Солидарность" — профсоюзное объединение, выступающее за политические реформы. С ростом своего влияния профсоюзы начали проводить забастовки по поводу и без", — рассказал Ежи Урбан, бывший пресс-секретарь Войцеха Ярузельского.

В первый же день профсоюзные активисты интернированы, но военное положение не только борьба с политическим инакомыслием. Зима, а в домах не топят, в стране карточная система — чрезвычайный режим становится средством преодоления экономического хаоса и единственной возможностью разрешить кризис своими силами.

"Мое поколение выросло на военных фильма, но что такое военное положение, мы толком не понимали. Перелом в осознании происходящего наступил 16 декабря. Отец позвонил и заговорил каким-то чужим голосом, я даже поначалу его не узнала. Он сказал, что произошло страшное — погибли люди", — вспоминает дочь Войцеха Ярузельского Моника.

При подавлении организованного сопротивления на шахте Вуйек милиция застрелила девять шахтеров. Позже это станет одним из эпизодов уголовного дела против Ярузельского. Но сколько крови не пролилось — вопрос отнюдь не бессмысленный. Армии Варшавского договора отработали силовой вариант в ходе учений "Союз-81".

"Помню, я зашел в кабинет Ярузельского. Он уже тогда бросил курить, но у него на столе стояла пепельница, забитая окурками. Он снова закурил от нервного напряжения. Мы все тогда очень боялись взрыва, восстания, которое привело бы к повторению событий 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии", — отметил Ежи Вятр, бывший министр образования Польши, друг Ярузельского.

"Советские силовики собирались решить польские проблемы на раз-два. И хотя Брежнев был против, Ярузельский боялся вторжения, он говорил, что в этом случае ему останется только застрелиться", — рассказал Ежи Урбан.

Из сибирской ссылки на фронт Ярузельский вывез симпатию к простым русским людям и хронический конъюнктивит, из-за которого потом всю жизнь носил темные очки, посмеиваясь над тем, что они придают ему сходство с латиноамериканскими диктаторами.

Сам он называл себя "генералом меньшего зла". Ему удалось свое ГКЧП, но через восемь лет он обеспечил демократический переход власти в руки той же "Солидарности", о чем сейчас в Польше совсем не принято вспоминать.

В 2010-м он оставался под следствием по обвинению в организации чуть ли не военного переворота. Только через год его оставят в покое, и то "по состоянию здоровья".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация