2 сентября 2020, 11:21 2 сентября 2020, 12:21 2 сентября 2020, 13:21 2 сентября 2020, 14:21 2 сентября 2020, 15:21 2 сентября 2020, 16:21 2 сентября 2020, 17:21 2 сентября 2020, 18:21 2 сентября 2020, 19:21 2 сентября 2020, 20:21 2 сентября 2020, 21:21

Средство от рака приспособили для борьбы с ВИЧ-инфекцией

Новое средство может навсегда избавить пациентов от опасного вируса.
    Иллюстрация Pixabay
    Фото Global Look Press.
    Новое средство может навсегда избавить пациентов от опасного вируса.
    Иллюстрация Pixabay
    Фото Global Look Press.
Учёные создали новый метод иммунотерапии, который может стать первым средством для полного излечения от ВИЧ-инфекции. В основе нового подхода лежит технология, которая успешно применяется для борьбы с раком.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Около 35 миллионов человек по всему миру ВИЧ-инфицированы. Правда, современные препараты позволяют держать смертоносный вирус под контролем. Если больной постоянно принимает лекарства, патоген не размножается и не наносит вреда здоровью пациента. Так что при условии своевременного приёма медикаментов ВИЧ-инфицированный человек имеет все шансы прожить долгую и счастливую жизнь.

Однако инфекция не исчезает из организма полностью. Её возбудитель прячется глубоко в человеческих клетках, пережидая трудные времена. Стоит прекратить приём препаратов, как вирус вновь принимается за своё чёрное дело.

Теперь учёные создали иммунные клетки, способные распознавать и избирательно уничтожать те клетки пациента, в недрах которых скрывается опасный квартирант. В перспективе это поможет полностью избавить человека от инфекции и, соответственно, от пожизненного приёма антивирусных препаратов.

Для этого исследователи модифицировали метод, который уже применяется в борьбе с онкологическими заболеваниями. Речь идёт об использовании так называемых CAR-T-клеток.

Вести.Ru подробно рассказывали об этом подходе. Напомним о нём в двух словах. Медики собирают Т-лимфоциты пациента (это один из основных типов иммунных клеток) и редактируют их геном. Модифицированные "защитники" избирательно нацеливаются на раковые клетки и уничтожают их.

Авторы нового исследования создали новый вид CAR-T-клеток, предназначенный для уничтожения не раковых, а заражённых ВИЧ клеток.

"Это исследование подчёркивает, как относительно простые изменения в способе конструирования Т-клеток могут привести к резкому изменению их эффективности и долговечности, – говорит соавтор статьи Джеймс Райли (James Riley) из Пенсильванского университета. – Это открытие имеет большое значение для использования искусственно созданных Т-клеток в борьбе с ВИЧ-инфекцией и раком".

Испытания новой терапии на мышах дали обнадёживающие результаты.

Учёные добавили в Т-лимфоциты гены, кодирующие несколько ключевых белков. Новые белки нацеливают "иммунного стража" на клетки, в которых скрывается вирус. Кроме того, они увеличивают способность "охотника" убивать атакуемые клетки.

Наконец, модифицированные Т-лимфоциты довольно устойчивы к ВИЧ. Напомним, что этот патоген сам атакует обычные Т-клетки и размножается в них. Если не остановить этот процесс, иммунная система потеряет слишком много Т-клеток и перестанет справляться со своими функциями. Это и есть синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Команда испытала своё детище на мышах, заражённых ВИЧ-инфекцией. Оказалось, что новая терапия замедляет размножение вируса и снижает количество инфицированных клеток. Кроме того, благодаря лечению у грызунов сохранялось больше CD4+Т-клеток – основной мишени вируса.

Кроме того, новая терапия усилила действие традиционных антивирусных препаратов. Вирус исчезал из крови грызунов быстрее, чем под действием только обычных лекарств. В результате он, вероятно, успевал спрятать в клетках животного не так уж много собственных копий. То есть уменьшалось количество патогена, находящегося "в засаде" в ожидании, когда прекратится приём спасительных для животного лекарств.

Всё это вселяет надежду, что новый метод будет эффективным орудием борьбы с ВИЧ, а быть может, станет первым средством для полного излечения от этого недуга.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали об экспериментальной вакцине против ВИЧ. Также мы писали о том, что эпидемия ВИЧ в мире идёт на спад, и развенчивали мифы об этом заболевании.