15 ноября 2020, 20:26 15 ноября 2020, 21:26 15 ноября 2020, 22:26 15 ноября 2020, 23:26 16 ноября 2020, 00:26 16 ноября 2020, 01:26 16 ноября 2020, 02:26 16 ноября 2020, 03:26 16 ноября 2020, 04:26 16 ноября 2020, 05:26 16 ноября 2020, 06:26

Вспоминая Армена Джигарханяна...

  • Картинка
  • Вспоминая Армена Джигарханяна...
  • Картинка
    Вспоминая Армена Джигарханяна...
  • Вспоминая Армена Джигарханяна...
Артист скончался 14 ноября на 86-м году жизни.


Ему удавалось получить и показать высокую, иногда избыточную концентрацию эмоций и чувств в одной минуте экранного или сценического времени, и в комедиях, и в трагедиях, и в детективах, а они все требуют такой высокой концентрации, это похоже на пересыщенный раствор. Кстати, у него был кумир — Роберт де Ниро, о котором Армен Борисович говорил, что тот своей игрой сообщает о каких-то химических явлениях, происходящих с человеком. Ушёл из жизни актёр, который количеством ролей превзошёл Алена Делона, Марлона Брандо и Спенсера Трейси. Имеется запись в книге рекордов.

Не только внешность, но и голос Армена Джигарханяна узнают моментально. Его яркий типаж — это сумма национального колорита, харизмы, стойкости, мужества и готовности пробовать себя практически в любых ролях.

«Мой генетический код вот так шел, шел, шел куда-то, и вот во мне разбудил и Карабаса-барабаса, и Ричарда III, это конечно. Но в принципе никто не знает этому объяснения. Никто. И слава Богу».

Родился и вырос Джигарханян в Армении. И первая сцена, на которую вышел как актер, была там же — в Ереванском русском драмтеатре. В Москву приехал уже с 15-летним актерским опытом. Служил сначала в «Ленкоме» у Эфроса, а потом — в театре Маяковского у Гончарова, где остался почти на тридцать лет.

«Опыт общения с ним такой счастливый и болезненный, что иногда это трудно выразить словами. То, что он блестящий актер, фантастический актер, то, что он человек-оркестр — все мог, ему все было подвластно. Я даже не понимаю, чего он не мог», — вспоминает народный артист РСФСР Александр Калягин.

Сократ, Нерон, Большой Па из «Кошки на раскаленной крыше». Ему, как большинству актеров, конечно, задавали вопрос: какая из десятков ролей — любимая. На все вопросы Армен Борисович отвечал долго, углубляясь в значения слов. Но в итоге всегда находил ответ. Одной из любимых ролей был Левинсон из спектакля «Разгром».

«Он играл это вечное, огонь искусства, который все время пытаются затоптать сапогами цензура, время, а он почему-то горит», — восхищается писатель, драматург, сценарист Эдвард Радзинский.

Кинематограф ворвался в его жизнь после успеха фильма «Здравствуй, это я», где он сыграл одну из главных ролей. Ролей было так много, что Армена Джигарханяна занесли в книгу рекордов Гиннеса, как самого богатого на образы российского актера. Алла Сурикова в 89-м году пригласила его на роль главы рода в фильме «Две стрелы» по пьесе Володина.

«Армен был не просто Вождем племени, он был учителем, гуру, каждое его слово было значимо и к каждому слову прислушивались, а его сцена с Наташей Гундаревой, когда он прикасается к ней к ее плечу и говорит: никто не узнает как ты хорошо, — монолог такой замечательный», — рассказала режиссёр.

«Темперамент, которым обладал, подключался именно в те минуты, когда было что-то сложное и трудное. Но когда все было спокойно, это был удивительной души человек. Удивительный. Есть такое понятие — великодушие. Эта та душа, которая великая, потому что может все понять и все простить. Он обладал этим качеством душевным потрясающим. Он все мог понять и все мог простить», — отметил народный артист России Валерий Гаркалин.

И в театре, и на съемочной площадке, он часто помогал молодым актерам. Так было и во время съемок фильма «Дороги Анны Фирлинг» Сергея Колосова.

Журналисты, которые когда-либо брали у Армена Борисовича интервью, знают: разговор с ним мог продлиться очень долго. Любой вопрос вызывал лавину рассуждений — мудрых и глубоких. Такой подход у него был и в работе над ролями.

«Иногда философствуя, он говорил то, чего нет, но выдавал это за то, что... это было очень трогательно. Я сначала это не понимал, а потом понял — он дорисовывал эту жизнь как ему казалось до совершенства», — поделился воспоминаниями актёр, режиссёр Сергей Газаров.

Своих студентов тоже учил копать глубоко. В 96-м году возглавил собственный театр, набрал труппу из выпускников своей мастерской во ВГИКе. В театре стремился создать атмосферу священнодействия. И всегда его слово было решающим. Бывали случаи, когда отменяли запланированные спектакли, потому что Армен Борисович был недоволен постановкой.

«Театр — это Вавилон. И там есть всё. Всё. Есть хитрецы, есть герои, мародеры есть в театре».
Заслуженный артист России Андрей Мерзликин: «Все, кто работал с Армен Борисовичем, всегда все на уровне таланта обсуждают его животворное начало, он настолько в своей органике внутренней был мощен и силен, что многие ходили на него смотреть как на иную планету, даже большие мастера».

В 2010 году Армен Джигарханян получил премию «Хрустальная Турандот» за долголетнее и доблестное служение театру. И там признался в любви — как всегда ярко и искренне: «Я очень люблю театр. Это и есть моя жизнь, спасибо вам. Для меня нет ничего выше моей профессии, моей жизни. Я вас очень, очень люблю. Спасибо».
 


Юлия Кундрюкова
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация