Выберите регион

Смотрим на

Правила жизни Евгении Добровольской

  • Кадр из программы "Судьба человека с Борисом Корчевниковым". Евгения Добровольская
    Кадр из программы "Судьба человека с Борисом Корчевниковым". Евгения Добровольская
  • Кадр из фильма "Женщина с прошлым"
    Кадр из фильма "Женщина с прошлым"
  • Сериал "Повороты судьбы"
    Сериал "Повороты судьбы"
  • Кадр из программы "Судьба человека с Борисом Корчевниковым". Евгения Добровольская
  • Кадр из фильма "Женщина с прошлым"
  • Сериал "Повороты судьбы"
Перед тем как стать звездой МХАТа, Евгении Добровольской пришлось сначала поработать уборщицей в Театре Моссовета, а затем доказать педагогам ГИТИСа, что сможет стать артисткой даже после рождения ребенка. Сегодня, в день рождения Евгении Добровольской, смотрим программы с ее участием и исследуем правила жизни актрисы.

Карьера народной артистки России Евгении Добровольской начиналась с мытья полов в Театре Моссовета, где она за пару месяцев успела пересмотреть все постановки. Теперь же многие мечтают попасть на спектакли с участием самой Добровольской. В 1991-м актриса пришла во МХАТ и стала примой этой сцены. Зрителям хорошо знакомы экранные образы Добровольской – за ее плечами более 90 ролей в кино. Богата событиями и личная жизнь Евгении – в ней с юных лет кипели страсти. Актриса всегда следовала за велением сердца и не боялась разрывать непростые отношения. Впрочем, три брака и четверо детей вкупе с профессиональными достижениями только доказывают: талантливая женщина успешна во всем.

Актриса не раз становилась героиней программ канала "Россия 1", и сегодня, в день ее рождения, мы специально пересмотрели некоторые из них, чтобы сформулировать главные правила жизни Евгении Добровольской.

"Детство приучило меня быть одиночкой"

Как признается сама актриса, она росла, "как трава в огороде". Родителям было некогда заниматься воспитанием девочки – мама работала заместителем министра химической промышленности Советского Союза, отец – начальником цеха. Им просто было не до нее. С детских лет Добровольская привыкла сама распоряжаться своей жизнью. Ее постоянно отдавали в различные секции и кружки, на лето отправляли в пионерлагерь и лишь изредка навещали. В такие моменты Женя искренне удивлялась: "Надо же, у меня, оказывается, есть родственники?!" Уже в 16 лет она ушла из дома, а в 17 – вышла замуж. Детство прошло, но стержень и характер остались: актриса по-прежнему всегда и во всем рассчитывает только на себя.

"Интеллектуальный брак – это взаимное обогащение"

В тот год, когда Добровольская завалила свой первый экзамен в ГИТИС, она неожиданно для себя получила главную роль в фильме Павла Чухрая "Клетка для канареек". На съемках Евгения и встретила своего будущего мужа – это был ее партнер по фильму Вячеслав Баранов. "У нас было очень сильное влечение. Когда съемки закончились, мы уже не могли жить друг без друга", – вспоминает актриса в программе "Судьба человека". Они поженились очень быстро, Женя поступила в ГИТИС и всю себя посвятила учебе. Их отношения она называет "интеллектуальным браком", основанным на взаимном обогащении: оба много читали, с упоением постигали новые горизонты актерской профессии. На третьем курсе Добровольская поняла, что беременна. Руководитель ее курса Людмила Касаткина в довольно жесткой форме заявила: раз она решила стать матерью, актрисой ей не быть. Однако упрямая Евгения решила доказать, что сможет успеть везде – родила сына и продолжила обучение. Вот только отношения с Вячеславом сохранить не удалось – довольно быстро стало понятно, что жизнь сама постепенно разводит их: появились новые интересы, новые люди, новый театр. Да и слово "жена" ей никогда не нравилось, словно это какой-то шкаф, который можно подвинуть. Добровольская признается: своим детям она обязательно расскажет – первая любовь всегда проходит, какой бы сильной она ни была.

"Олег Ефремов – и бог, и друг, и родственник, и жилетка, в которую можно поплакать…"

В 1991 году Евгению вместе с ее партнерами по театру-студии "Современник-2" Ефремов принял во МХАТ. Актриса убеждена: о такой труппе, которую создал Олег Николаевич, все мировые театры могли только мечтать. Под его руководством МХАТ стал театром-домом, под крышей которого артисты не просто репетировали и выпускали спектакли, они буквально жили и дышали друг другом. "Играть с такими актерами, как Евстигнеев, Смоктуновский, Саввина, Невинный… это счастье!", – говорит Добровольская в программе "Линия жизни". Ну а когда сам Ефремов в "Кабале святош", опускаясь перед ней на колено, произносил: "Я тебя создам, ты будешь великой…", она принимала это за нечто большее, чем просто слова Мольера в его исполнении.

"Священнодействуй или убирайся вон"

На сцене Художественного театра актриса играет уже почти 30 лет, но каждый раз перед выходом на сцену все так же волнуется. У нее бьется сердце, пересыхает в горле, ей тяжело даже стоять на ногах, не то что сыграть целый спектакль. Но первый шаг из-за кулис – и все страхи как рукой снимает. Вслед за основателями театра Добровольская всегда относилась к своей профессии как к благоговейному, трепетному, священному действу. Этому принципу Евгения верна и сегодня.

"Жизнь богаче наших представлений о ней"

Все свои роли актриса выстраивает из опыта собственных переживаний, впечатлений и наблюдений. Именно это помогает ей создавать яркие правдивые образы, которым безоговорочно верит зритель, и которые так часто пугают режиссеров. "Открытая и честная эмоция важнее прикрытой", – убеждена Добровольская. Она переносит на сцену то, что показывает ей сама жизнь, и нередко, отстаивая свою точку зрения, вступает в конфликт с постановщиками. За это многие называют ее "ужасом режиссеров". А она в ответ лишь напоминает, что театр – творчество коллективное, в котором один человек не может отвечать за все.

"Я не влюбчивый человек: мне хорошо там, где комфортно"

С Михаилом Ефремовым они долгое время просто дружили. Общие приятели, компании, посиделки до утра, когда никто не спешил домой после спектаклей. О романе как-то даже не задумывались. Добровольская прекрасно знала, сколько поклонниц вьется вокруг "молодого красавца Дубровского", и совершенно не хотела стоять в очереди. Но однажды Ефремов вместе с коллегами из "Современника" просто взял и перенес свою кровать с Никитского бульвара к ней на Каретный. "Это были годы творчества", – вспоминает актриса. Они были очень похожи друг на друга – тем и жили. После долгих уговоров она все же согласилась отправиться с ним в ЗАГС. Вскоре родился сын Николай, и все было хорошо, пока Евгения не осознала: пора возвращаться к работе и выбираться из этой ямы разгула. "Были тяжелые годы, но веселые", – признается она.

"Любовь всегда одна – предметы меняются"

Эту фразу Людмилы Гурченко она запомнила на всю жизнь. Третьего сына Добровольская родила от актера Ярослава Бойко, но он уже тогда был несвободен. А 13 лет назад, на картине "Счастье по рецепту", встретила оператора Дмитрия Мананникова. В тот момент ей действительно хотелось влюбиться, она искала бурных и страстных отношений, а в результате за годы жизни с этим мужчиной смогла стать взрослее и терпимее. Согласилась выйти за него замуж, лишь будучи беременной дочкой Настей, и по-прежнему не позволяет мужу принимать решения за себя. Предметы меняются, а дети остаются. Именно дети – ее главная сила, а она – их надежная защита.

"Актер – самая зависимая профессия"

По словам Добровольской, у актерского успеха всегда есть обратная сторона, не такая приглядная и восторженная. "Столько унижения, сколько выносим мы, многим не снилось", – говорит она, подразумевая бесконечные пробы, кастинги и утверждения на роли. Каждый раз приходится демонстрировать способности и постоянно находить в себе что-то новое. Актер существует для зрителя, пока он на сцене, но уже буквально на следующий день о нем могут забыть навсегда, утверждает Евгения. И чтобы не дать умереть с голоду собственным детям, ей приходится снова и снова доказывать свое право называться артисткой.

"Театр – искусство живое и двустороннее"

Театр не может существовать без зрителя: актеру всегда необходимо чувствовать и видеть отклик зала. Иной раз, увидев слезы публики в партере, Добровольская задается вопросом: для чего нужны такие мучения? Вспоминает, каким сложным был выпуск спектакля "Господа Головлевы". Постановка потребовала от артистов столько душевных сил, что казалось, вернуться в нормальное состояние почти невозможно. "Я не знаю, как справлялся Женя Миронов. Он по жизни стал Иудушкой Головлевым, ведь он все свои роли проживает", – вспоминает Евгения. Смотреть на переживания зрителей ей ничуть не легче. Но если подобные истории находят пусть к сердцам людей, значит это им это необходимо, убеждена Добровольская. Ведь актер и выходит на сцену лишь для того, чтобы взбудоражить чувства и затронуть струны зрительской души.

Читайте также

Видео по теме