Выберите регион

Смотрим на

Кинооператор Вадим Алисов отмечает 80-летие

В его фильмографии – более 50 киноработ, но своей любимой картиной он называет «Жестокий Романс».

Народный артист России, кинооператор Вадим Алисов отмечает 80-летие. В его фильмографии – более 50 киноработ, но своей любимой картиной он называет «Жестокий Романс». С юбиляром встретился Станислав Анисимов.

Свой юбилей Вадим Алисов встречает на даче. Со съемками кино, по его словам, он уже давно завязал из-за отсутствия интересного материала. А со студентами сейчас можно общаться и дистанционно. Но именно здесь, дома, лучше вспоминается самое важное и самое значимое.

«"Жестокий Романс" – это семейная реликвия, потому что мама была бесприданницей, играла главную роль Ларисы, режиссер Протазанов. Классика такая советского кинематографа. Рязанов позвонил маме моей с тем, чтобы попросить у нее разрешения, на то, чтобы сын ее снимал "Бесприданницу". Мама была в восторге. Вообще все, что делают ее дети, у нее вызывало восторг. Вот такая семейная реликвия», – пояснил оператор.

Рязанов вспоминал, что задумал экранизацию «Бесприданницы» как грустный романс, как драматическую вещь, наполненную музыкой. Выбор оператора был не случайным. Алисов не только замечательный портретист, говорил режиссер, он поэтически чувствует свет, пейзаж, среду. Сегодня Вадим Валентинович уверен, из классической и не раз экранизированной пьесы Островского, режиссер сделал настоящий кинороман, переработав первоисточник на свое усмотрение.

«Он решил вставить кусок – приезд актрисы. И все – Кнуров, Вожеватов, все собираются на эту вечеринку, и Гурченко играет эту актрису. Она пела замечательный романс там. Кто-то играл, аккомпаниатор, естественно это была фонограмма. И Гурченко пела. Это где-то двести метров материала. И Рязанов это благополучно выкинул», – заметил Алисов.

Тем не менее, перед съёмкой практически каждого кадра Эльдар Рязанов сверялся с текстом Островского: а что по этому поводу написал классик? Ему было важно сохранить не только настроение пьесы, но подлинность фактуры. У Вадима Алисова была полная свобода в работе с камерой и уникальная возможность — снимать действие исторической картины на 360 градусов. Натура соответствовала.

«Это была очень сложная съемка, потому что эта гостиная на пароходе, она вся в зеркалах, она или в стеклах витринных, или в зеркалах. А снимали это в, так называемый, режим «под вечер». Поэтому все приборы отражались в этих зеркалах и витринах. Вот избежать этого было практически невозможно. А движение было свободное. Настояли на том, чтобы я снимал эту сцену ручной камерой», – пояснил мастер.

Съемочной камерой он пользуется легко, как, скажем, авторучкой – вспоминал Рязанов. Для него не составляет труда осуществить любое, самое сложное движение кинокамеры. Объектив следит за каждым актерским нюансом, камера Алисова живет в унисон с артистами, дышит с ними одним дыханием.

«Я вообще компромиссный человек, я не настаиваю на каком-то своем решении. Я всегда пытаюсь найти пластический выход. Остаться в решении, но уже может быть иногда наполовину», – рассказал Алисов.

С Эльдаром Рязановым Вадим Алисов снял девять картин. И у каждой неповторимая интонация изображения, собственное «звучание».

Читайте также

Видео по теме