Искусство по Юнгу: "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Сеанс психоанализа в Третьяковской галерее. Выставка "Архетипы авангарда" в новом здании на Кадашёвской набережной – своеобразная иллюстрация юнгианской теории о 12 универсальных образах личности. Малевич, Родченко, Гончарова – кто из них Маг, Шут, Бунтарь? Разбиралась Лидия Алешина.
Ценности, страхи, мотивы, стратегии поведения... Опираясь на исследования психоаналитиков, создатели выставки предлагают эксперимент: определив архетип художника, понять его психологические паттерны. На выставке 12 павильонов – по числу архетипов, предложенных Кэрол Пирсон, последовательницей Карла Юнга. Архетип "Ребенок" в павильоне "Дитя" цвета ванильно-клубничного мороженого. Здесь лидер раннего авангарда Ларионов, художник-самоучка Пиросмани. А это павильон "Опекун": забота, тепло домашнего очага – архетип редкий для авангардного искусства.
"Здесь неожиданно в искусстве русского авангарда появляется тема дома, семьи, женского восприятия, уюта, интерьера, элементы, напоминающие, что в этом интерьере живут дети", – перечислила заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Юденкова.
"Ландыши" Марк Шагал написал, увидев букет нежных цветов рядом с кроватью жены в роддоме, где на свет появилась их дочь Ида. "Дай Бог, чтобы наша Идочка прожила столько, сколько просуществует эта красота", – сказал художник и на следующий день принес в роддом супруге эту картину. Следующий архетип "Творец".
"Один – творец и бунтарь, другой – творец и воин, а есть чистые творцы, к ним принадлежит, например, Гончарова. Ее "Павлин" (стиль египетский) – совершенно неважно, египетский стиль или нет: это настолько красиво, так увлекает цветом", – рассказала старший научный сотрудник отдела живописи 1-й половины ХХ века Ирина Вакар.
Архетип "Бунтарь". В этом павильоне работы художников "Бубнового валета" – провокаторов, в свое время эпатировавших публику: Бурлюк, Лентулов, Кончаловский. "Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир", – заявлял Машков.
"Один художник может переживать несколько архетипов на протяжении всей жизни, как и каждый из нас, как и любой человек, но наша задача – схватить художника в расцвете и показать, какие работы он в этот период создавал. Нам было интересно проследить, например, эволюцию Малевича, потому что, как и любой мастер, он начинал подражая мэтрам", – пояснила куратор выставки Ирина Кочергина.
Разные этапы жизни – разные архетипы. Работы Малевича, где он подражает Борисову-Мусатову и Ларионову, в павильоне "Славный малый". А это архетип "Правитель": "Девушка с гребнем в волосах" Малевича. "Шут" – высший архетип, ироничный наблюдатель, примеряющий на себя разные роли. Главный Шут эпохи авангарда, согласно концепции кураторов, Михаил Ларионов, который высмеивал ограниченность и штампы.
Дитя, Искатель, Бунтарь, Шут – 12 архетипов. Это интерактивная часть выставки: зрителям предлагают создать свой авангардный образ. Начать, приготовиться, посмотреть в камеру. Несколько секунд – и ваш авангардный архетип готов.