В Доме-Музее Ермоловой открылась выставка, посвященная Эдуарду Путерброту
В Доме-Музее Ермоловой, филиале Бахрушинского музея, открылась выставка, посвященная дагестанскому театральному художнику Эдуарду Путерброту. Эта экспозиция – часть художественно-просветительского проекта Музея Махачкалы, подготовленного к 80-летию со дня рождения сценографа.
В сценографии дагестанский художник Эдуард Путерброт отказался от реализма. Он создавал живописный, метафорический театр. В дневниках Путерброт сетовал: «У меня стремление к костюму фантастическому, а театр толкает к компромиссному решению». Образы, придуманные Путербротом, сразу задавали особенную пластику и характер персонажа.
«Путерброт понимал, что зритель должен уметь считывать смыслы, заложенные в драматургию, заложенные в режиссуру, заложенные в сценографию, а он был мастер эти смыслы создавать», – отметила директор Музея истории Махачкалы, куратор выставки Зарема Дадаева.
Работа в театре для Путерброта была вынужденной: авангардная живопись художника не нашла отклик в официальном советском искусстве. Он нашел себя в сценографии, к которой подходил новаторски. Для каждого спектакля Путерброт изобретал оригинальное образное решение, занимался всем: от макетов декораций до афиш. Его эскизы покрыты заметками: расписаны детали облика и даже повадки персонажей. Некоторые оформлены аппликациями: так легче представить, из каких материалов будет сшит костюм.
«Он одновременно был теоретиком и таким интеллектуалом, знающим современную теорию философии и искусства, и в то же время человеком, умевшим делать что-то руками: создавать предметы, создавать костюм, создавать какие-то инсталляции», – заметил искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Леонид Бажанов.
В экспозиции сценография Эдуарда Путерброта впервые представлена столь широко, свыше ста работ. Большинство из них раньше не показывали публике. Но это лишь малая часть наследия художника. С 1974 по 1993 годы он оформил более восьмидесяти спектаклей для театров Дагестана.
«Это был художник, который работал со всеми национальными театрами республики Дагестан, и действительно был уникальной объединяющей художественной фигурой», – рассказал генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов.
Образы, которые Эдуард Путерброт создавал для театра, интуитивно понятны, но скрывают в себе загадку. На эту сложность иногда жаловались даже режиссеры спектаклей. Сам Путерброт говорил: «все, что поддается полной расшифровке, быстро становится нудным».