11 марта 2021, 20:09 11 марта 2021, 21:09 11 марта 2021, 22:09 11 марта 2021, 23:09 12 марта 2021, 00:09 12 марта 2021, 01:09 12 марта 2021, 02:09 12 марта 2021, 03:09 12 марта 2021, 04:09 12 марта 2021, 05:09 12 марта 2021, 06:09
  • Дженнет Арльт

Александр Зацепин: "Сначала рождается музыка"

Народный артист России, композитор Александр Зацепин 10 марта отпраздновал свой 95-й день рождения. Автор музыки к знаменитым советским фильмам, среди которых "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию", "Земля Санникова", продолжает трудиться.

Народный артист России, композитор Александр Зацепин 10 марта отпраздновал свой 95-й день рождения. Автор музыки к знаменитым советским фильмам, среди которых "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию", "Земля Санникова", продолжает трудиться. Сам он уже много лет живет во Франции, в России бывает наездами, и потому график этих дней расписан у него особенно плотно — маэстро принимает поздравления, участвует в телесъемках, встречается с коллегами и друзьями... А еще обязательно бывает в Московском театре кукол — здесь идет работа над спектаклем "Удивительный волшебник из страны Оз", к которому композитор написал музыку. В театре с ним и встретилась наш корреспондент Дженнет Арльт, чтобы задать несколько вопросов.

— Александр Сергеевич, поздравляем Вас с днем рождения и можно сразу личный вопрос. Раскройте Вашу тайну: главный секрет здоровья и долголетия от Александра Зацепина — это...

Александр Зацепин (смеется): Да я об этом даже не думаю! Но на самом деле ответ банальный: жизнь — это движение. Каждое утро я делаю комплекс физических упражнений, в том числе из йоги. Также делаю дыхательные упражнения, которые мне рекомендовали, когда я болел коронавирусом — итого 40 минут каждого моего дня занимает физкультура. Если нет движения, то атрофируется все.

А еще — ежедневная работа. Для меня это как кислород, если я не поработал, то мне не хватает воздуха. Работать я люблю. Не обязательно я сочиняю каждый день что-то гениальное, сегодня может какая-то мелодия появиться, завтра нет — это как решит голова.

— Какие события запланированы в Москве в честь Вашего юбилея?

А. З.: 9 апреля состоится концерт в "Зарядье" с Российским оркестром кинематографии, там будет исполняться музыка и песни из кинофильмов (вы же знаете, я обычных песен особо и не писал, почти все мои композиции написаны для кино). На июнь запланирован еще один концерт — в Кремлевском дворце. Уже давно готов новый мюзикл "Иван Царевич и Серый волк" для Московского областного ТЮЗа, в котором будет петь Нонна Гришаева. Ну, и радостно встречать юбилей новым спектаклем, который мы готовим вместе с потрясающей командой — "Удивительный волшебник из страны Оз".

— Как происходит процесс написания музыки? Вы сначала читаете текст песни, а потом сочиняете музыку?

А. З. Ни в коем случае! Первой рождается музыка. В моем случае только так.

Я смотрю сценарий, говорю с режиссером, спрашиваю как он все это видит. Потому что от его личности многое зависит. Когда я работал с Гайдаем, была одна история — у него в фильмах гротеск, эксцентрика, значит и музыка такая должна быть, что я и делал. Придумывал всякие новые музыкальные звуки, партию баса писал из звуков ударов линейки о стол, например. Или вот фильм "Красная палатка" Михаила Колотозова — там история трагическая, и эмоции совсем другие, там я уже добавлял симфонический оркестр.

А вообще сочинение музыки для кино и театра сильно отличается. В кино ты пишешь основные песни, а потом ждешь смонтированную версию и музыку уже пишешь под нее. А пьеса — уже готова, и надо сразу для всего спектакля музыкальное сопровождение сделать.

Но в моем случае всегда так: я советуюсь с режиссером, пишу музыку, а потом уже под нее пишутся стихи.

— Всегда удается создать песню или композицию с первого раза?

А. З.: На любую тему я обязательно готовлю 2-3 варианта. Мой главный критик — это дочь. Она с музыкой не связана, работает во Всемирной организации здравоохранения. Моя жена (Светлана Григорьевна Морозовская, пианистка, педагог Московской консерватории и Школы имени Гнесиных, скончалась в 2014 году — Прим. ред.) хоть в музыке прекрасно разбиралась, но всегда меня жалела, говорила: это тоже неплохая мелодия, эта хорошая, эта ничего... А дочь жестко говорит: так, это ок, второй вариант сразу выбрасывай, третий можно доработать... У нее чутье это есть — сразу мелодия воспринимается или ее еще нужно додумывать. Не всегда, кстати, наши мнения совпадают.

— С Вашим огромным опытом Вы легко определяете будет популярна песня или нет?

А. З.: Не могу сказать, что у меня развита интуиция на этот счет. Да и никто предсказать не может. Вот в фильме "Отважный Ширак" две песни — "Друг друга мы нашли" и "Волшебник-недоучка". И вот первой пророчили быть хитом, а в результате вся страна вместе с Пугачевой распевала "Волшебника-недоучку". Знаете (смеется), в советское время как было: фильм выходил в прокат, и все знали, что если песню из него начинают играть в ресторанах, значит, она будет популярной.

Больше всего я работал с Гайдаем и поначалу, когда он меня только пригласил, он мне не особо доверял. Вот у него, например, написано: тут галоп, тут марш... А я не собирался галоп писать! И он меня спрашивал, а почему у тебя тут не галоп и не марш. Я говорю, смотри: вот тут в твоем сценарии, в раскадровке художника, артист Смирнов в фильме "Операция "Ы"" бежит из душевой, весь в пене, а потом он весь черный, и я говорю, ну какой тут галоп, тут же самба должна быть, такая зажигательная! А потом уже между нами было полное доверие, и он вообще ничего не спрашивал. И я даже у него иной раз интересовался: ты тут какую музыку слышишь, а он отмахивался — мол, сам решай.

Репетиция спектакля в Московском театре кукол


Актеры театра кукол встречают композитора поздравительной песней и подарком — куклой-Громозекой (персонаж спектакля "Тайна третьей планеты", музыку к которому также сочинил Александр Зацепин). У Громозеки — десять рук, и этим артисты как бы подчеркивают невероятную работоспособность маэстро. Александр Сергеевич растроган до слез. О том, как работается с ним театральной команде, мы узнали у художественного руководителя Московского театра кукол Бориса Голдовского.

— Вы знакомы с Александром Зацепиным много лет, какой он в работе?

Борис Голдовский: С ним работается удивительно легко. При всей своей величине, он легкий, отзывчивый, слушается режиссера. В нашем новом спектакле будет много музыки, музыки разной — тут сразу несколько главных героев с разными характерами, есть несколько злодеев, есть переходы на разные ритмы, и вообще работа достаточно сложная. Музыку Александр Сергеевич написал уже давно, но сейчас, несмотря на юбилейные дни, он сидит и практически ежедневно выполняет пометки по совершенствованию музыкальной драматургии. Он жадный до работы, ему интересно работать, и у нас уже есть планы на следующий спектакль.

Тем временем Александр Зацепин полностью сосредоточен на том, что происходит на сцене. Премьера спектакля "Удивительный волшебник из страны Оз" назначена на конец марта.

Смотрите также: "Линия жизни" с Александром Зацепиным

"Главная роль". Александр Зацепин

"Сати. Нескучная классика" с Александром Зацепиным

Александр Зацепин готовит музыку для спектакля "Удивительный волшебник из страны Оз"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация