"Это был вызов!": интервью с режиссером "Девятаева" Тимуром Бекмамбетовым
Военная экшен-драма Тимура Бекмамбетова "Девятаев" – уже в кино. Зрителей ждет захватывающая история о жизни и судьбе военного летчика Михаила Девятаева, подвиг которого долгое время не был известен большинству. Герой Советского Союза, летчик Михаил Девятаев угнал новейший бомбардировщик и совершил побег с засекреченной военной немецкой базы, где производились самые современные немецкие крылатые ракеты. О первом военном фильме в своей карьере, о главной идее блокбастера "Девятаев", о сравнении с военным экшном "Т-34" и любимых военных фильмах – режиссер Тимур Бекмамбетов рассказал в эксклюзивном интервью платформе "Смотрим".
- Вы очень давно в профессии, но никогда не брались за военную тему. Почему решили сделать это творческое высказывание?
- Просто я никогда не думал о том, что мне обязательно нужно снять фильм о войне. А потом встретил Александра Михайловича Девятаева, отец которого совершил невероятный поступок – смог угнать из немецкого плена самолет, полный секретов о нацистской программе создания баллистических ракет, и вернуться на Родину. История настолько невероятная, что в нее трудно было поверить. Кроме всего прочего, я всегда мечтал снять фильм про самолеты, и никогда у меня этого не получалось, никогда не попадался сценарий, в котором события разворачивались бы в небе. А тут уникальное совпадение: интересный герой, невероятно сложная и захватывающая история и небо. Это был вызов, рассказать реальную и непридуманную историю так, чтобы зритель в нее поверил. И я за нее взялся.
- К военному кино в России всегда очень сложное и часто предвзятое отношение. Что вы думаете по этому поводу? Что откроют для себя зрители, посмотрев военный экшн "Девятаев"?
- Кто что! Но я думаю, что фильмы про войну все равно, что фильмы про семейную жизнь. Есть хорошие фильмы про любовь, а есть плохие. Военные фильмы, это всегда, прежде всего, про обстоятельства! Потому что война – самое значимое событие за последние 100 лет. Эта трагедия коснулась буквально каждого и ее последствия мы ощущаем до сих пор. Но я не культуролог и не историк, я режиссер, для которого важно невероятное испытание человеческих качеств. И "Девятаев" для меня интересен как случай с героем, который сумел преодолеть все трудности и выйти победителем.
- В чем, на ваш взгляд, главная идея "Девятаева"?
- Наш фильм о том, как не предаться унынию и попытаться выстоять. Потому что именно уныние является на сегодня самой большой проблемой. Война – это время, когда человек так быстро терял все жизненные ориентиры и привычные формы существования, что было легко впасть в уныние. Наш фильм про волю в жизни, верность своим идеалам, способность делать правильный моральный выбор в самых тяжелейших обстоятельствах. Все лучшие советские фильмы, кстати, про то, что война не дает тебе права перестать сочувствовать и сострадать. Остаться человеком несмотря ни на что! Я надеюсь, что "Девятаев" не станет аттракционом, спекулирующим на теме великой трагедии, а станет самостоятельной историей, рассказывающей о том, как нам сегодня жить.
- Впереди 9 мая. Какие военные фильмы вы рекомендуете к просмотру?
- Я вырос на советских военных фильмах. Один из моих самых любимых фильмов о войне "Отец солдата". Я не знаю другой картины такой же эмоциональности! Конечно же, "Девять дней одного года", "Двадцать дней без войны", "Истребители", "Белорусский вокзал".
- Еще до выхода на большой экран фильм "Девятаев" стали сравнивать с военным экшном Алексея Сидорова "Т-34". Не смущает ли вас этот момент?
- Во-первых, в сравнении с одним из самых успешных фильмов позднего российского кинематографа нет ничего страшного. Оговорюсь сразу же, что я очень уважаю мнение зрителя, гораздо больше, чем мнение критиков. И почти десять миллионов человек, проголосовавшие за "Т-34" своими билетами – это серьезный аргумент в пользу этого кино. Я смотрел "Т-34", но это не совсем мой фильм, поэтому я снял "Девятаева". Но я очень уважаю и понимаю, как мне кажется, причины успеха у зрителей – это народное кино. Важно, что людям оно понятно, близко и они хотят это смотреть. Во-вторых, там есть одна сцена, которая снимает все обвинения этого фильма в примитивности, бездуховности и грубой пропаганде и делает ему принципиально другим. Сцена, где герой протягивает руку поверженному врагу. Как в фильме "Пианист", когда немецкий офицер слушает, как главный герой играет на фортепиано, и они понимают, что война закончится, а жить надо дальше, и побежденный победителю должен пожать руку или наоборот.
- Многие зрители принципиально не ходят на военные фильмы, считая их некотором госзаказом, манипуляцией со стороны государства и намеренной игрой на чувствах. Как вы к этому относитесь?
- Фильмы о войне бывают хорошие и удачные, бывают – плохие и неудачные. Есть стопроцентное попадание в зрителя, а есть – досадный промах. Но то, что тему войны государство использует как идеологический инструмент объединения людей – факт. Было бы глупо считать, что государство не должно заниматься сплочением людей вокруг некой сильной идеи и искать то, что всех нас объединит. Это реальность! Плохо только то, что некоторые пытаются поверхностно спекулировать на этом. И как отделить одно от другого я не знаю! Это должно остаться на совести самих авторов. Мы попытались снять фильм, в котором война не является главным действующим лицом. "Девятаев" – фильм не о победе над врагом, но о победе над своими собственными сомнениями и унынием. Это сегодня актуально как никогда.
- Известно, что любое ограничение рождает новую форму и определяет стилистику. Как на вашей работе отразилась пандемия? Что вы для себя вынесли?
- Главное достоинство нашей команды в том, что мы были открыты для всего нового и решали проблемы по мере их поступления. Все обстоятельства принимали как должное, искали любые пути, находили решения, как дойти до конца и не поддаться унынию. Это было главным, я считаю, нашим достижением. Мы еще придумали способ, как свести до минимума количество участников съемочного процесса на площадке и снимать кино удаленно. Часть съемочной группы принимала участие через ZOOM, Skype и прочие коммуникаторы.
- Ваше мнение – вакцинация способна вернуть кинематографу нормальную докарантинную жизнь?
- Как известно, в одну воду нельзя войти дважды. Никуда ничего никогда не вернется назад, все будет по-другому и по-новому.
- Вы долго пытались всех убедить, что самое интересное в нашей жизни происходит именно на экранах наших компьютеров. И вот формат screenlife стал трендом и продолжает изумлять мир. Какие новые форматы уже присматриваете?
- Screenlife – это то, что меня очень интересует. Наша компания BAZELEVS попала в десятку лучших инновационных кинокомпаний и производителей медиаконтента в мире. Вся наша жизнь сегодня ушла в мир мессенджеров. И для того, чтобы рассказывать про жизнь, про ее самые интересные и эмоциональные моменты, камера, к сожалению, больше не нужна. Про нас с вами можно все узнать, посмотрев на экран телефона, где разворачиваются все человеческие драмы. И кинематограф, рефлексируя, отражает наше бытие через визуальный мир этих экранов.
- Каких новинок ждать от вас в формате screenlife?
- Я надеюсь, что в июне выйдет фильм "Профиль", затем "Ромео и Джульетта", отмеченный призом в Америке. В течении ближайшего года в формате screenlife должны выйти еще шесть фильмов самых разных жанров: фильм-катастрофа, ужастик, комедия, мелодрама, фэнтези.
- Может ли этот формат стать основной медиаформой будущего? Потому что консервативная часть киноиндустрии очень настороженно относится ко всему новому и передовому.
- Я не знаю, сколько вы, но вот я провожу в Интернете 6-7 часов в день. Это примерно половина моей жизни. Соответственно, половина всего мирового контента будут в этом формате. Чтобы рассказать замечательные, увлекательные сюжеты про любовь, ограбление банков, шпионаж или спасение родины, нужен телефон. Все остальное уже ретро.
Текст: Татьяна Санина // Монтаж: Надежда Солодянкина // Smotrim.ru