"О таком можно только мечтать": интервью с Захаром Прилепиным о сериале "Обитель"
Захар Прилепин – личность многогранная и выдающаяся. Известный российский писатель, публицист, журналист, актер и телеведущий. Книги Прилепина переведены на 25 языков, по нескольким из них были поставлены спектакли, некоторые были экранизированы. Произведения писателя были отмечены самыми престижными литературными премиями: "Большая книга", "Национальный бестселлер", "Ясная поляна", "Русский букер" и другими. Этому есть простое объяснение – все, за что берется Захар Прилепин, получается ярко, увлекательно и всегда находит живой человеческий отклик. Эксклюзивное интервью для платформы "Смотрим", планировавшееся как обыкновенный разговор о предстоящей премьере многосерийной драмы "Обитель", вылился в большой разговор о кино и литературе.
- "Обитель" – книга, завоевавшая все престижные премии и ставшая открытием 2014 года. А что, по-вашему, можно считать открытием годов 2020/2021?
- Что касается книги, то Леонид Юзефович написал роман, который называется "Филэллин" – блистательное, очень точное и остроумное, в чем-то едкое произведение. То, что называется мгновенная классика. Текст, который, я считаю, безусловно, станет одной из вех в русской классической литературной традиции. Из кино меня поразил фильм с не проговариваемым названием "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" с замечательным артистом Евгением Ткачуком, который сыграл главную роль и в фильме "Обитель". Я давно смотрю на этого актера и давно им очарован, по-моему, с одной из самых первых его ролей в фильме "Чужая". Замечательная, по–своему христианская история о том, как детдомовец Витька Чеснок встречает своего отца-уголовника и решает отвезти его в дом инвалидов. История в известном смысле нравоучительная и советская. Конечно же, "советская" в кавычках, потому что тогда было характерно появление в кино и в литературе изначально плохого героя, который попадает в какую-то сложную ситуацию и к финалу повествования становится другим. Но с тех пор мы как-то отвыкли, что на экране возможны душевные видоизменения, которые переворачивают человека. Мы привыкли к тому, что есть плохой персонаж, есть хороший персонаж, и они друг друга колотят изо всех сил. А тут фильм, который фиксирует сложнейшие движения человеческой души.
- Для вас, как для автора, важно увидеть свои тексты ожившими в кино? Вы спокойно отпускаете свои тексты?
- Это мечта любого литератора, чтобы его текст был экранизирован. Это своеобразный билет в статус настоящих, признанных, кассовых и классических писателей, когда все твердят: "Вот он экранизирован!". И это не мое мнение, а общий распространенный взгляд. Потому что экранизации Эрнеста Хемингуэя, Чарльза Буковски, Михаила Шолохова, Юрия Бондарева или Александра Солженицына, да кого угодно, конечно же, вводят писателя сразу в иной статус. Особенно в прежние времена, когда кино одномоментно смотрели сразу 10, 20, 30 миллионов людей. Да и сегодня, что скрывать, экранизация по–прежнему делает твое сочинение бестселлером отныне и навсегда и является одним из показателей статуса и уровня писателя. Особенно, если это удачная экранизация. Вот, например, снимают по Алексею Иванову, безусловно, сильнейшему современному писателю, но не всегда удачно. Я не скажу, что придаю экранизациям своих произведений какое-то определяющее значение, все-таки я отвечаю, прежде всего, за свой текст. Но я счастлив, когда получается хороший фильм, а не выйдет – и Бог с ним. Но в любом случае определенное количество людей посмотрит, будь то хороший фильм или плохой, и отреагирует на него. Кто-то пойдет и купит книжку, чтобы узнать, как все было на самом деле. Это, собственно, моя единственная и самая главная задача.
- Вы прошли через опыт экранизации "Обители", какие у вас выводы?
- То, что главный российский телеканал, замечательный режиссер и блистательная актерская команда – Сергей Безруков, Евгений Ткачук, Юрий Кузнецов, Виктор Добронравов и многие другие – работали над экранизацией, о таком возможно только мечтать. Это само по себе счастье!
- Ваш роман изначально очень кинематографичен. Многое начинаешь видеть, слышать, чувствовать. Это связано с тем, что идея родилась из общего замысла с режиссером Александром Велединским?
- Сама идея, даже не романа, а идея поехать на Соловки была подброшена Сашей Велединским. Он предложил: "Вот есть возможность съездить на Соловки и посмотреть, быть может, там сложится какая-то история. Ты напишешь, я экранизирую". И мы поехали, жили и бродили там. У Саши там отец учился в Школе юнг и оттуда же ушел на фронт. Походили, подумали, но ничего не решили. Уехали домой, а спустя какое-то время Саша говорит: "Ну, придумал ты какой-то сюжет?" А я не придумал, честно говоря, и экспромтом рассказал сюжет, который слышал от гида, додумал его на ходу. Саша говорит: "Вообще здорово! Какой заход интересный. Пиши". Я сообразил: "Боже ты мой, придется писать". И стал писать. Думаю, напишу небольшой рассказик, потому что надо эту тематику разобрать просто до мельчайших подробностей. Начал писать и попутно собирал материал, читал, читал, читал. Разогнался на повесть, работаю месяц, три, полгода, год. Саша спрашивает: "Ну, ты чего там?" Отвечаю: "Да вот увлекся". Он прождал меня три года. Тогда только Саша узнал сюжет этого романа и стал писать сценарий. Мы недавно встретились с Сережей Безруковым, он говорит: "Я придумал там одну сцену". И тут же мне ее разыграл, и она тоже вошла, кстати, в фильм. Поэтому у меня роман, у Саши – сценарий, на съемочной площадке что-то третье происходило, поэтому будет для всех сюрприз.
- "Обитель" хотели снять Павел Лунгин и Эмир Кустурица, но не сложилось по разным обстоятельствам. Кому из российских режиссеров вы могли бы доверить экранизировать ваше следующее произведение?
- Никогда не угадаешь, у какого режиссера получится – у молодого или у пожилого, у супер классика или начинающего. Никто не ожидал, что Буслов забабахает "Бумер", и он снесет сознание половине населения страны. Все просто офигели, как это круто! Или первый фильм Звягинцева, фильмы Попогребского и Хлебникова прямо "выстреливали" на раз! Первые фильмы Леши Учителя просто бесподобные! А ты же не знаешь, что перед тобой молодой Учитель, Буслов или Лунгин. Кстати, "Такси", на мой взгляд, один из лучших его фильмов. И люди стараются выбирать по мастодонтам, по мастерам: "Вот, он точно справится". А мастер – раз, и по каким-то причинам не справляется. У меня уже есть несколько больших экранизаций, но и очень много короткометражек разнообразных. Иногда это стопроцентная удача, иногда – какая-то чепуха. Я бы кому угодно мог доверить экранизации. Если с Кустурицей сложится еще раз, я буду счастлив, потому что это Кустурица, и у него неудач не было! Поэтому, что тут говорить?! У Лунгина есть фильмы, которые я очень люблю, есть, которые я не люблю, но он никогда не опускается ниже своего уровня, он всегда работает на уровне Лунгина. А это серьезная заявка, поэтому – обращайтесь, мы всем рады!
- Вы и сам снимаетесь в кино. Зачем успешному писателю такой рискованный шаг в сторону?
- Дело в том, что, скорее, снимался, потому что сейчас на это совершенно не хватает времени, потому что съемки в фильмах – это вынь да положь три-четыре месяца, а то и полгода времени, когда ты ничем больше не сможешь заниматься. Я уже не в состоянии себе такое позволить, сам себе не принадлежу. Поэтому не снимаюсь! Хотя предложения были и в последние годы. Снимался, потому что это новый опыт в жизни, детско-юношеское любопытство: "Как это все происходит, что там такое?" Просто было любопытно. А потом я понял, как это происходит, актерский труд уважаю, но не скажу, что хотел бы этим впредь заниматься этим в силу самых разных причин. Я еще как-то прочитал, что это "недостойно русского писателя", и сразу сказал, что Василий Макарович Шукшин, видимо, великий русский писатель, который очень любил играть в кино, и умел это делать. Я уж не говорю про Владимира Маяковского, он снимался от души. К сожалению, эти фильмы утеряны. Кстати, Александр Вертинский и Юлиан Семенов тоже появлялись на экране. Русская литература в кинематографе – отдельная тема для отдельной беседы.
- Есть ли произведения современных отечественных писателей, которые вы лично хотели бы увидеть на экране?
- Очень сложно перенести на экран те произведения, которые я очень люблю. Есть романы Александра Терехова, на мой взгляд, крупнейшие произведения современной словесности. Я сейчас взвешиваю слова, он гениальный современный писатель, просто бесподобный, на уровне Набокова стилистически и уровня Достоевского метафизически. Его роман "Каменный мост" – величайший! Но экранизацию "Волк" боюсь смотреть. Моя родная сестра, большая поклонница романа, говорит: "Не смотри! Будешь плакать от раздражения". Текст должен отстояться, чтобы понимать, с чем ты имеешь дело. Когда сегодня экранизируют Достоевского, получается, как минимум, любопытно. Есть замечательный писатель Михаил Тарковский, родственник поэта Арсения Тарковского и его сына, режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского. Михаил соразмерный им писатель, сильнейшей человеческой и нравственной глубины. Лет 25 назад он бросил московскую богему и сбежал из столицы и поселился в деревне. Он описывает жизнь русского сибирского простонародья. У него рыбаки, охотники – просто мужики, которые живут в поселке. Тарковский – с людьми. Это могло бы быть интересно.
- Вы упомянули родственника режиссера Андрея Тарковского. Как вы думаете, сам Андрей Арсеньевич по-прежнему актуален?
- Конечно! С Тарковским-режиссером ничего не произойдет, потому что это один из мастеров, определяющих саму суть кинематографа. В поэзии, в живописи, в театре есть величины, которые будут априори всегда. В кинематографе это Андрей Тарковский. Сколько лет прошло, а он до сих пор напрямую влияет на россыпь крупнейших мировых режиссеров. Они себя с ним сверяют, потому что это недосягаемая высота.
- Любимым актером Андрея Тарковского был Александр Кайдановский. Вы тоже большой поклонник этого актера. Чем он вас так пленил?
- У нас всегда было много сильных артистов, но для меня лично многое завязано на человеческой фактуре, на биографии, на жизненном поведении. Для меня важно, чтобы человек был не просто хорошим изобразителем тех или иных коллизий или событий, а чтобы он сам был насыщен сложнейшей внутренней нервической жизнью. Я с колоссальным интересом читал всю биографию Кайдановского, и страсти в нем кипели необычайные, в стиле Высоцкого и Есенина. Он вызывает у меня человеческий интерес, как редчайший индивидуум. Потому что артист – это артист. Я сам снимался и знаю, что так или иначе этому можно научить, но меня больше интересуют жизненная фактура, которая проявляется в морщинах, в мимике, в руках – во всем! Выходит Кайдановский, стоит, смотрит, ничего не играет, а у тебя уже сердце подрагивает от ожидания.
- Кто из современных актеров вызывает у вас такой же интерес?
- Такой интерес сложно вызвать, но своей психологической насыщенностью поражает Евгений Ткачук в роли Гришки Мелехова. Очень важная для меня книга, важнейшая в русской литературе и русском сознании. И он справился с этой ролью! Андрей Мерзликин и Володя Вдовиченков выросли в серьезных и больших мастеров, и я с огромным интересом за ними наблюдаю. Сергей Пускепалис – сильнейший артист. Фильм "Как я провел этим летом" просто сразил меня наповал. Вот они важные для меня люди.
- Краткий итог: какую книгу вы обязательно рекомендуете к прочтению, а фильм или сериал к просмотру?
- Я думаю, что первый том "Тобола" писателя Алексея Иванова. Сам Иванов бесится от таких сравнений, но эта книга соразмерна историческим работам, скажем, Алексея Николаевича Толстого. Это круто сделано! Настолько, что можно ставить смело на одну полку рядом с "Петром I" Толстого, и не загрустишь. Кино я практически не смотрю, не из вредности, не потому, что я там все презираю, просто в жизнь вмещается не все и приходится выбирать. Сериалы тоже не смотрю, а сейчас все силы брошены на сериальную работу. Зато читаю много поэзии, чем большинство людей не занимается. А про фильмы спросите кого-нибудь, кто в этом разбирается.
В эфире канала "Россия 1" сериал выйдет 10 мая. В настоящее время все серии "Обители" доступны на платформе "Смотрим".
Текст: Татьяна Санина // Видео: Евгений Петров // Монтаж: Евгений Антипин // Smotrim.ru