В Омске открылась выставка "Достоевский. Найти человека"
"Найти человека" предлагает Омский музей изобразительных искусств им. Врубеля. Экспозиция с таким названием открылась в городе на Иртыше в рамках фестиваля "Золотая маска", спецпрограмма которого в этом году посвящена 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Публике представлено более полусотни произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, редкой книги, документов из собраний музеев, университетов, архивов России. На поиски человека отправилась наш корреспондент Динара Шамец.
Евгений Груздов, куратор выставки: "Чтобы выжить и остаться человеком, нужно найти человека. Для того, чтобы человек человека встретил, самому нужно быть человеком. Поэтому нужно было найти человека в себе. Эту сверхзадачу — найти человека в себе, он её решил и нам этот путь показал".
Раздел "Записки из Мертвого дома" посвящён пребыванию писателя в Омском каторжном остроге. Именно там возникли замыслы главных произведений Достоевского. В "Сибирской тетради" политический ссыльный тайком от конвоя фиксировал острожные нравы. Вот знаменитая копеечка из "Записок из мёртвого дома". Иллюстрацию к повести создал Илья Глазунов. А это — акварель Михаила Знаменского, написанная в 60-е годы XIX века.
Фарида Буреева, директор Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля: "Михаил Знаменский — художник, современник Фёдора Михайловича Достоевского, сын отца Стефана Знаменского, который служил в Воскресенском соборе в Омске, куда приводили каторжан на Воскресную службу. И Стефан Знаменский так или иначе был в кругу тех людей, которые были заинтересованы в судьбе Фёдора Михайловича Достоевского".
Знаменский выполнил немало рисунков и портретов в городах Западной Сибири. Часто писал каторжан. В омском музее хранится его альбом "Дорожные виды". В собрание он поступил не в полном объеме. Десять листов было вырезано: в 20-е годы прошлого века нуждающиеся родственники художника продавали работы. А это — особо ценный документ из фондов Омского исторического архива за 1850 год.
Татьяна Масюк, директор Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля: "Краткая выписка о существе судебных приговоров по тягчайшим преступлениям, состоявшимся за 1850 год. Фёдор Достоевский, который прибыл из Петербурга, бывший отставной поручик. И приговор — на каторжную работу в крепости с определением потом на службу рядовым".
Все четыре года каторги Фёдор Достоевский не расставался с Евангелием, переданным ему женой декабриста Фонвизина. На страницах почти полторы тысячи рукописных помет. А это — любимый Достоевским художественный образ.
Ирина Симонова, заместитель директора Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля: "Это "Сикстинская мадонна", перед которой он мог стоять часами. Репродукция "Сикстинской мадонны" висела у него в комнате. Он к ней обращался во многих своих произведениях".
Первыми посетителями выставки стали зрители и участники фестиваля "Золотая маска в Омске". В его афише — шесть спектаклей по мотивам произведений Достоевского.