Прощальная "Открытка": закон о нежелательных организациях действует
"Политическое поле у нас богатое и многогранное. Поэтому уход чего-то не означает его зачистку". Реакция Дмитрия Пескова на новости об "Открытой России" Михаила Ходорковского, которая признана отечественной Генпрокуратурой нежелательной организацией и в четверг объявила о самоликвидации.
Если точнее, с таким объявлением выступил исполнительный директор "Открытки" Андрей Пивоваров. Рассказал агентству ТАСС, что деятельность де-факто и де-юре прекращается. Соответственно, все отделения во всех российских регионах будут в скором времени закрыты.
Тех, кто в "Открытой России" состоял, из неё исключат. А новую структуру, куда они могли бы перекочевать, создавать не планируют. История, конечно, громкая. Особенно если учесть, что среди объединений подобного толка, детище МБХ одно из самых долгоиграющих и упорных. В первозданном своём виде основано аж на заре нулевых.
Можно даже сказать, что ветераны определённого фронта. И вдруг вот так – без предупреждения – сообщают об уходе. Этому, однако, есть вполне конкретные причины.
Умывают руки: сворачивают не только офисы, аннулируют членство, но и все проекты закрывают. Сторонникам как бы намекают – дальше, мол, сами. На страницах европейских СМИ подают все под соусом заботы о своих в условиях якобы людоедского режима.
"Ну, что значит, мы закрыли организацию, аннулировали членство – все что ли? Никому не надо в подполье, не нужно вывозить в Чехию или Литву – если людям грозит опасность, как вы пытаетесь нас всех убедить – спасайте людей. А если опасности нет, прекратите себя выставлять дураками, а главное – нас пытаться выставлять идиотами", – убежден Сергей Мардан, публицист, ведущий радио "Комсомольская правда".
Хотя, к переходу на теневое положение – по крайней мере в плане финансовом – представителям нежелательной организации "Открытая Россия" не привыкать. Наши коллеги с телеканала НТВ выявили целую схему серого оборота денег. На видео – куратор в организации "Муниципальные выборы Москвы" несколько лет назад. В закрытом кабинете передает курьерам в конверте деньги – крупную сумму в валюте для одного из своих кандидатов. Двадцать тысяч долларов.
Деньги, как утверждается, курьеры не брезговали перевозить в рюкзаках своих детей и племянников, чтобы подозрений было меньше.
"Раз деньги выделяются в серую, то они могут и разворовываться незаметно, и эта проблема существует у прозападной оппозиции, у "Открытой России" и у других структур достаточно давно", – поясняет Василий Колташов, глава Центра политэкономических исследований Института нового общества.
Так, например, появлялись данные о том, что за время работы в нежелательной организации "Открытая Россия" Андрей Пивоваров обзавелся BMW Х3 и квартирой в Петербурге.
А еще эти форумы, медиа-кампании требовали постоянных финансовых вливаний из-за рубежа. Аккумулировал средства, платил, да музыку заказывал Михаил Ходорковский.
"Молится на цифры и смотрит на проекты с точки зрения инвестиций и цифр и, глядя на всю эту доморощенную оппозицию, которую он создавал, вскармливал и получал ежемесячные ежеквартальные отчеты – не может не понимать, что проект провалился, результатов нет – акций нет – какой вывод? Надо закрывать проект", – считает Сергей Мардан, публицист, ведущий радио "Комсомольская правда".
Да и с подбором "единомышленников" проблемы возникали. В Минске сторонников нежелательной организации "Открытой России" задержали в компании откровенных нацистов из Украины. Новых, более благообразных, рекрутировать Ходорковскому, видимо, стало совсем трудно.
"И когда ужесточается законодательство по нескольким статьям и особенно за участие и руководство нежелательной организацией, а "Открытка" – нежелательная, он понимает, что люди из такого НКО будут разбегаться, потому что мало, кто хочет получать реальные сроки за деятельность", – полагает Анна Сочина политический обозреватель PolitRussia.com.
"Мы – российская организация", – заявлял Пивоваров. Живущая далеко не на российские деньги и попавшая, как рядовая бизнес-структура, под вполне прагматичное сокращение.
"Думаю, перестраиваются финансовые каналы, идет вопрос, как дальше удобнее финансировать данные организации. Работу не прекратят каналы, работы просто станут новыми", – отмечает Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития.
Основатель организации сообщил, что не будет создавать новые политические проекты в России после закрытия нежелательной организации "Открытой России". Хотя распускал ее уже в 2006 и в 2019. Будто навязчивый отправитель все слал, да слал эту поднадоевшую открытку.