К 80-летию Алексея Бородина
Собственная надежда режиссёра состоит в том, что театр всё-таки может влиять на публику, может вести её за собой. Алексей Бородин возглавляет Российский Молодежный театр 41 год. Выпускник мастерской Юрия Завадского, он связал свою жизнь с молодежным театром. И ни разу не пожалел.
Алексей Бородин: “Вот это наша Черная комната так называемая. Здесь проходят наши поиски, которые очень интересные. Вот тут приходят люди. Зрители наши, которые интересуются всем этим. Это мне кажется очень важно. 35:48 Сегодня выходной день, но вот все артисты тут, кто занят. Вот Нелли Уварова участвует в этом спектакле”.
Творчество в театре, руководимым Бородиным, не знает ни выходных, ни праздников. Алексей Владимирович дает шанс любой интересной и даже авантюрной идее и, кажется, любое пространство готов превращать в сцену.
“Вот это наш двор замечательный. Такой московский дворик.Здесь мы играем спектакль, который придумал молодой режиссер и зрители сидят здесь. Здесь помещается человек 50-60, но набивается 100 и больше. И вот на фоне шума Дмитровки, вот здесь происходит действие. Каждый угол, да. Какой-нибудь репзал превращается тоже в сцену. Наверху маленькая сцена, черная комната, белая комната, лестница. Под сценой.. В общем, театр должен жить же энергично”.
Распределять силы и время между постановкой собственных спектаклей и огромным театральным хозяйством не просто. И потому сам Бородин в театре каждый день с утра и до вечера.
“Вот наш замечательный директор — Софья Михайловна Апфельбаум. Мы работаем тут дружно. Стараемся”.
Обход цехов, как и площадок — ритуал для Бородина ежедневный. Ведь каждый день в каждом уголке театра творится что-то новое.
“Вот это Станислав Бенедиктович, наш главный художник. Стасик, покажись. Вот понимаешь, мы работаем огромное количество вместе лет... Мы начинаем, по существу, работу над спектаклем "Душа моя, Павел". Бенедиктов: Я придумал, как тебе палатья сделать. Можно из этих столов, такую придумать конструкцию... “
За плечами Бородина — десятки постановок, в том, числе, российские премьеры пьес Тома Стоппарда. Несколько поколений детей выросли на спектаклях РАМТа, впитали удивительную атмосферу любви, чуткости, внутренней свободы, которую создает здесь Алексей Бородин.
Алексей Бородин: “Очень трудно отделять главные вещи от не главных. Это самое трудное, потому что не главных вещей вообще не бывает. Знаете, мне нравится, Тургенев говорил, что талант — это подробность. Вот жить надо подробно, честно говоря”.
В кабинете худрука — статуэтки, грамоты, призы, бесконечное количество наград и признаний. В 2019 году на Большом детском фестивале Алексею Бородину вручили премию с очень точным названием: "Легенда театра для детей и юношества".
“Это такой замечательный подарок я получил несколько лет назад. Это наши ведущие актрисы в одночасье забеременели. И все. Я в этих случаях всегда очень радуюсь за них, потому что дело — делом, но самое главное — вот... Я вообще считаю, что это вообще такое олицетворение идей нашего театра, я имею в виду и атмосферу, в которой надо жить, и чтобы жизнь шла и шла”.