Вспоминая Анатолия Лысенко...
Первое сообщение мы делаем с большой горечью – скончался Анатолий Григорьевич Лысенко. И эту горечь разделят с нами, конечно, не только те, чья судьба связана с телевидением. Разделит любой из тех, кто видел, как наше телевидение менялось, ещё оставаясь советским менялось, как превращалось в новое, на себя прежнее не похожее, как вырабатывало в себе верную человеческую интонацию. Именно этим занимался Анатолий Григорьевич Лысенко. Большой, спокойный, ироничный человек, совсем не похожий на телевизионного босса. Скорее отец для многих на отечественном телевидении. Для нас.
Анатолия Лысенко называли гигантом тележурналистики и отцом-основателем отечественного телевидения. Он мог стать и железнодорожником, как его отец, Лысенко закончил институт транспорта, отучился в аспирантуре и активно участвовал в студенческой самодеятельности, до тех пор, пока про студенческую жизнь их ВУЗа не захотело снять сюжет телевидение. Разговорные импровизации между концертными номерами студента запомнились журналистам настолько, что дали дорогу в новую профессию.
"На следующий день позвонили, сказали: не хочешь попробовать вести передачу "Комсомольский прожектор", как сейчас помню", – говорил Лысенко.
"Конечно, в молодёжной редакции он был ярким, интересным собеседником и профессионалом. Говорить он мог просто прекрасно, иногда даже подвирал. Но все ему прощали это и понимали, что у него фантазия замечательно работает", – пояснил отметил главный редактор программ для молодёжи Центрального телевидения СССР с 1984 по 1988 год Эдуард Сагалаев.
С тех пор более полувека Анатолий Лысенко создавал теле-вселенную. В молодежной редакции центрального телевидения стоял у истоков программ "А ну-ка, девушки" и "А ну-ка, парни", "Что, где, когда", "Мир и молодежь".
"Мне было интересно работать в коллективе, фантастическом коллективе молодёжной редакции ЦТ. Мы ничего не покупали. Делали все сами, придумывали все сами. Ругались друг с другом сами", – отмечал Лысенко.
Анатолий Лысенко стал автором идеи программы "Поле чудес". А в 1987 году он создал один из символов Перестройки — программу "Взгляд", которой руководил до 90-го года.
"Приказали делать передачу, которая отвлекала бы людей от слушания зарубежных радиостанций. А когда-то давно я для Киры Прошутинской придумал передачу, называлась она "У вас на кухне после 11-ти" – о сумасшедших телевизионщиках, которые живут на кухне. собираются. Она лежала долго эта заявка, лет 10, наверное. И оказалось, что из нее может что-то получится", – отмечал Лысенко.
Слишком революционная, дерзкая и яркая программа постоянно была на грани закрытия. Ведущих сравнивали с народными героями, с "Битлз". А ведущие "Взгляда" называли Анатолия Лысенко "папой". Он действительно был больше, чем руководитель – душа коллектива. Создавал атмосферу передачи. Например, чтобы раскрепостить ведущих, приглашал в студию клоунов, которые стояли за кадром. Первые выпуски "Взгляда" "рожали" вместе с Анатолием Малкиным и Кирой Прошутинской.
"Я помню наши совместные с ним программы. Когда мы друг друга смешили, пытались вывести из равновесия или, наоборот, освободить, это были долгие годы", – пояснила телеведущая Кира Прошутинская.
Анатолий Лысенко – автор более полусотни документальных фильмов, в том числе, документального сериала "Наша биография", где авторы рассказывали о малоизвестных фактах из истории, не боялись предложить новый взгляд на события.
"Я помню, как в критические минуты нашей истории он включал своё гражданское мужество, свою гражданскую позицию, и всегда занимал ту позицию, которая, на его взгляд, отвечала интересам страны. Он был гражданин" – рассказал журналист Николай Сванидзе.
В начале 90-х Лысенко возглавил телевидение уже новой России — ВГТРК, став его генеральным директором. После – создал "ТВ Центр" и ОТР — "Общественное российское телевидение". Коллеги Анатолия Григорьевича говорили, что он человек уникальный, в его характере удивительным образом сочетались мягкость и деловая хватка, дисциплинированность и умение найти нужный подход к любому человеку.
"Я много раз приходил к нему в кабинет с различными идеями, он отвечал мне «нет», но я всегда уходил счастливый, что я с ним поговорил, он так это делал изящно и любезно. Но главное в нём состояло в том, что он умело говорить "да" в тех случаях, когда видел, что это какая-то замечательная идея", – отметил журналист Леонид Млечин.
Анатолий Лысенко практически ежегодно придумывал несколько новых программ. Всё это стало классикой отечественного телевидения. Он считал: основная задача тележурналистики – просвещение и воспитание, потому что телевидение – это мощнейшее оружие, которое может как разрушать, так и созидать.
По окончании нашего выпуска новостей, программа передач телеканала "Культура" продолжится "Линией жизни". Эта запись программы, герой которой – Анатолий Лысенко. Смотрите и слушайте его, в 20:10. А 23 июня смотрите в эфире телеканала "Россия-Культура" программу "Линия жизни" в 20:05.