Глобальное потепление и климат Земли 3 августа 2021, 10:22 3 августа 2021, 11:22 3 августа 2021, 12:22 3 августа 2021, 13:22 3 августа 2021, 14:22 3 августа 2021, 15:22 3 августа 2021, 16:22 3 августа 2021, 17:22 3 августа 2021, 18:22 3 августа 2021, 19:22 3 августа 2021, 20:22

Что станет с экологией, если в Арктике появятся сельскохозяйственные угодья

Изменение климата Арктики постепенно делает этот регион пригодным для сельского хозяйства. Однако непродуманный процесс освоения северных земель может привести к уничтожению их уникальной экосистемы.
    Фото Viktoria Spokojna/Unsplash.
Исследователи из целого ряда стран проанализировали множество путей, которыми возможное будущее сельское хозяйство в северных регионах может изменить арктические экосистемы.

Территория многих государств, таких как Канада, США, скандинавские страны и Россия простирается до самой Арктики. Северные широты отличаются уникальным климатом и своеобразием почв, и учёные всего мира сегодня рассматривают новые возможности их освоения.

Ведь изменение климата приводит к продлению тёплого сезона и таянию вечной мерзлоты на севере и к более частым засухам в южных регионах. Это значит, что привычные сельскохозяйственные практики государств всего мира требуют значительных изменений.

Мы уже писали о том, что глобальное потепление ставит под угрозу мировые поставки продовольствия. Учёные прогнозируют, что уже через 50 лет миллиарды людей будут жить в климате, типичном для современной Сахары.

При этом на территории Арктики в связи с тем же самым процессом постепенно появляются земли, доступные для сельского хозяйства. Ранее исследователи выяснили, что к 2100 году до 20% северных территорий станут пригодны для сельского хозяйства, что позволит компенсировать сокращение площади плодородных земель, расположенных ближе к экватору.

Это значит, что сельскохозяйственное освоение Арктики играет важнейшую роль в долгосрочном обеспечении мировой продовольственной безопасности.

Однако сельское хозяйство на протяжении тысячелетий меняло облик планеты. Сегодня этот процесс (который обрёл беспрецедентные масштабы) может быть опасен для хрупкой экосистемы Севера как никогда раньше.

Международная группа учёных совместно с биологами из СПбГУ рассмотрела ряд факторов, которые могут негативно повлиять на экологию Арктического региона, если в нём начнётся интенсивное развитие сельского хозяйства.

Исследование было опубликовано 15 июля 2021 года в научном журнале Frontiers in Sustainable Food Systems.

Авторы работы отмечают, что почвы Арктики являются преимущественно подзолистыми. Чтобы повысить плодородие этих нетронутых человеком почв, понадобится интенсивная их обработка. Это может привести к повышению риска эрозии (разрушения), увеличению выбросов углекислого газа в атмосферу и в дальнейшем — потере питательных веществ, которые содержатся в почве.

К тому же подзолистые почвы склонны к накоплению ядовитых веществ, таких как алюминий и марганец.

Более того, интенсивное сельское хозяйство нарушит среду обитания многих видов животных и растений, что скажется на биоразнообразии региона. Сокращение биоразнообразия, как мы писали ранее, снижает стабильность экосистем и может привести к распространению болезней.

Учёные выражают обеспокоенность и по поводу выбросов парниковых газов. Большая часть почвенного углерода северных широт содержится в торфяниках. Подготовка торфяников к интенсивному сельскому хозяйству (мелиорация) превратит эти уникальные экосистемы из поглотителей атмосферного CO2 в его производители.

Напомним, что углекислый газ (CO2) является одним из основных парниковых газов, а значит, одной из причин ускоренного изменения климата.

У этого процесса будет и ещё одно важное последствие: при возделывании северных земель запасы органического углерода в почве быстро разлагаются, что приводит к быстрой минерализации азота. Это, в свою очередь, способствует выбросу в атмосферу закиси азота — ещё одного мощного парникового газа.

Авторы работы заключают, что успех развития сельского хозяйства на Севере зависит от грамотного использования современных методов сельского хозяйства, адаптации сельскохозяйственных культур к северному климату и защиты торфяников от бездумного использования.

Напомним, ранее мы писали о том, что биологи создали растения, устойчивые к засухе, а также о создании фасоли, которой не страшно глобальное потепление. Также мы сообщали о том, что климатологи придумали, как озеленить Сахару.

Также мы сообщали о том, что экологическое загрязнение может привести к "рисовому кризису", а глобальное потепление — к появлению полчищ голодных насекомых-вредителей.