Фрескам Спасо-Преображенской церкви в Больших Вязёмах срочно требуется реставрация
Фрески Спасо-Преображенской церкви в Больших Вязёмах разрушаются. Храм, возведенный в XVI веке, пережил Смутное время и войну 1812 года. А сегодня старинным настенным изображениям требуется срочная реставрация. На месте побывала Алия Шарифуллина.
Стоит только подуть или вот так постучать по стенам: "Отслоение штукатурки, затирочного слоя, видите, прослушивается, особенно возле утрат", – рассказала технолог-реставратор Людмила Киселькова.
Красочный слой, которому около пяти веков, может осыпаться, как пыль. Когда-то фрески покрывали этот храм сплошным цветным ковром. Сегодня уникальная роспись блекнет, покрывается грязью и плесенью, превращается в труху. "Вот живопись, которая была, а здесь уже складочек нет, не хватает прописей каких-то. Вот живопись сохранившаяся, а здесь уже все осыпается", – добавила Людмила Киселькова.
Эта церковь в селе Большие Вязёмы была построена по приказу Бориса Годунова – тогда ещё боярина – в конце XVI века. Двухэтажный белокаменный храм в то время был редким явлением даже для столицы. Поражала красотой и богатая роспись церкви. Два года ушло у царских изографов, чтобы покрыть стены от самого купола до нижних "полотенец". Священная история в красках о сотворении мира и его первых людях, о грехопадении и изгнании из рая, о явлении Святой Троицы Аврааму – всего 20 сюжетов. Это единственный дошедший до нас фресковый ансамбль, созданный по заказу Бориса Годунова.
"В любой инфраструктуре есть опорные точки, на которых эта инфраструктура держится. Например, Московский Кремль, собор Василия Блаженного. Вот Вязёмы относятся к этой категории памятников. К сожалению, огромное количество людей совершенно не осознают, с какой ценностью они имеют дело. Гибель таких памятников – это провал, это катастрофа. Заменить это нечем и совершенно невозможно, ничего равного этому нет", – подчеркнул доктор искусствоведения Лев Лифшиц.
В XVIII-XIX веках роспись храма поновляли, то есть сверху записывали масляной живописью, что, конечно, искажало изображения. Были попытки и частичной реставрации в советские годы. Но это памятнику не помогло, а где-то даже навредило. И сегодня фрескам нужна уже скорая помощь. "Роспись, она находится в храме, у которого, попросту говоря, прохудилась кровля, у которого не работает та самая необходимая вентиляция. Косой дождь задувает в жалюзи, падает просто на середину храма. Ко всему прочему, конечно же, важные серьезные дренажные работы тоже необходимы", – сообщил настоятель Спасо-Преображенского храма в Больших Вязёмах, протоиерей Павел Карташев.
"Любой такой храм – это живой организм. Он стареет, за ним нужен соответствующий уход. Надо поддерживать температурно-влажностный режим, нужно точно соотносить время служб, когда надо проветривать, когда надо закрывать. Здесь надо, конечно, организовывать большой реставрационный совет", – считает доктор искусствоведения Лев Лифшиц.
В этом храме побывали Лжедмитрий и Марина Мнишек, царь Алексей Михайлович и его сын Петр Великий, император Павел и юный Пушкин. Эти стены выстояли Смутное время, пережили войну 1812 года и до сих пор хранят на себе ее шрамы – около 200 граффити, оставленных польско-литовскими интервентами и французскими солдатами. Но сегодня этот уникальный храм превращается в памятник беспамятства. Без срочной комплексной реставрации настенная живопись исчезнет навсегда.