Особенности климата: почему россияне не доверяют электрокарам
Машина тюменца Антона Собейко заряжается от обычной сети 220 вольт, будто смартфон. Никакого бензина, только переменный ток. Правда, на полную зарядку возле дома уходят почти сутки, зато на более мощных городских станциях, по словам Антона, китайский кроссовер можно зарядить и за час. А после – проехать без подключения к сети 400 километров.
"Если на бензин в среднем я тратил раньше около 3 тысяч рублей в неделю, то сейчас в неделю мне это обходится где-то в 60-70 рублей. Тут как таковой стоимости обслуживания вообще нет. То есть, нету масел, нету антифризов, ремней", – рассказал автомобилист
Это о плюсах. Из минусов же – дефицит зарядных станций, который сегодня отмечают буквально все владельцы электрокаров в России. Руслан Ганиев из Ижевска заряжает свою иномарку дважды в неделю. Говорит, для города запаса хода хватает с лихвой, а вот на трассах зарядных станций не найти.
"Помимо этого электромобиля у меня также есть автомобиль бензиновый, потому что, к сожалению, на данном автомобиле далеко не уедешь. То есть, какие-то путешествия невозможны", – признался водитель.
Впрочем, это временно. По планам, через три года в России должны появиться девять с половиной тысяч зарядных станций. Но они – не единственная проблема. Автомобилистов останавливают и особенности климата. Основной вопрос – не сядет ли батарея в минус 30 также внезапно, как у тех же смартфонов. Эксперты успокаивают.
"Все современные электромобили оборудованы системами термостатирования. То есть аккумулятор подогревается, обеспечивается его оптимальный температурный режим. Так или иначе, такой ситуации, как с телефоном, быть не должно", – рассказал заведующий лабораторией кафедры электротехники и электрооборудования МАДИ Александр Грищенко.
С другой стороны, не все так радужно: запас хода электромобилей зимой и вправду падает на 20, а то и на 50 процентов в том числе из-за расхода энергии на обогрев салона. Так что есть, над чем подумать.
Создатели первого российского предсерийного электрокара "Кама-1" уделили этой проблеме максимум внимания, испытав прототип холодом. Даже в минус 21 при запасе хода в 250 километров он выжал почти 200.
"Четыре часа гоняла она по автодрому, при этом была у нее полная нагрузка. То есть она разогревала батарею, салон обогревала, там была нормальная температура. Была на полную мощность включена музыка и так далее", – отметил руководитель Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ "Новые производственные технологии" Алексей Боровков.
Поскольку технологии не стоят на месте, то скоро потеря заряда в мороз электрокарам будет и вовсе не страшна, уверены эксперты. Ведь емкость батарей с каждым годом только растет, а время зарядки сокращается.
"На быстрой зарядной станции автомобиль будет в среднем заряжаться около 45-90 минут. Как раз хватит, чтобы сходить куда-нибудь перекусить, в магазин забежать. И ты уже уезжаешь на полной батарее", – отметил руководитель компании по разработке и производству зарядных станций для электромобилей Кирилл Васильев.
И все же бум электромобилей, по мнению экспертов, возможен лишь тогда, когда их стоимость сравняется с бензиновыми и дизельными аналогами, а случиться это может уже через четыре года.