В Музее изобразительных искусств имени Пушкина завершили реставрацию погребальной маски Маху
Реставрация погребальной маски земледельца храма Амона по имени Маху завершена. К работе над предметом эпохи Нового царства специалисты приступили не сразу. Все началось с научного исследования. С разных участков маски взяли микропробы. Их изучали совместно с научно-реставрационным центром имени Грабаря. В результате экспертизы удалось определить материалы, из которых сделана маска, выбрать оптимальную методику консервации и выявить технологию создания предмета.
Обычно основой погребальной маски была заготовка, повторяющая контуры лица усопшего. Внешность Маху мастер воссоздавал вручную.
Владимир Филяюшкин, художник-реставратор отдела декоративно-прикладного искусства полихромной скульптуры: “Он брал, как показали анализы, мел и связующие животного происхождения (клей, скорее всего). То есть что-то такое типа современного гипса. Он этим раствором, смесью соответственно моделировал уже лицо как скульптор и тем самым доводил его до совершенства”.
Погребальная маска поступила на реставрацию в аварийном состоянии. С предмета удаляли поверхностные загрязнения, поврежденные и отслоившиеся фрагменты укрепляли, отделившиеся детали подклеивали на специальную дублировочную ткань, прикрепленную с оборотной стороны маски. Самой главной проблемой была деформация тканевой основы, вызванная влагой. Клин вышибали клином.
“Обильное количество влаги, которое вошло в нее, оно ее просто и деформировало, вот и все. Она сначала наполнилась огромным количеством влаги, потом на нее что-то положили, допустим, или еще что-то — и она так и осталась. Но если ты опять эту влагу, допустим, ей дашь, она может опять попробовать принять прежние формы”, – рассказал Владимир Филяюшкин.
Маска Маху никогда не экспонировалась. А вот его саркофаг выставлен в Египетском зале музея. Оба предмета приобрел первопроходец отечественной египтологии Владимир Голенищев в конце XIX века. Именно благодаря надписям на саркофаге удалось узнать имя зажиточного жителя Фив, и род его занятий. Он был обозначен скромно: "ахeти" — земледелец.
Ольга Дюжева, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока: “Человек это был высокопоставленный, состоятельный человек, вельможей по сути, и он мог позволить себе заказать такие предметы для своего погребения. То есть под этим "земледельцем" надо понимать "владельца земельных угодий". Тех самых угодий, которые обеспечивали храмовое хозяйство продуктами. То есть это достаточно высокий такой титул”.
После реконструкции музея погребальная маска Маху займет место в обновленной экспозиции древнеегипетского искусства.