Каршеринг, лизинг, покупка, подписка: что выгоднее
Стать автовладельцем можно по-разному. Можно купить машину, накопив необходимую сумму, или взяв кредит. Но это влечет ряд обязательств: собственный автомобиль надо содержать в порядке, проводить ТО, менять дважды в год по сезону шины и платить транспортный налог. Всегда стоит вопрос о выгоде: что лучше – покупка машины, каршеринг, лизинг или подписка на автомобиль?
It depends on you ("Это зависит от вас"), как говорят сдержанные англичане. Обозреватель "Вести ФМ" Игорь Моржаретто уверен: если автомобиль нужен крайне редко, то заводить собственную машину не требуется. Можно заводить время от времени каршеринговый автомобиль. Операторы каршеринга предлагают выгодные условия, но есть и ограничения: это география использования машины и ее суточный пробег.
Каршеринг подходит для перемещений на небольшие расстояния – на работу, на деловую встречу, до метро, в ресторан или за покупками в торговый центр.
Основные плюсы каршеринга – гибкий тариф и бесплатная парковка в городе. В Москве час паркинга может стоить до 380 рублей! Такой тариф действует на 492 из 3500 улиц российской столицы днем. Но если в машине надо оставить личные вещи или детское сидение, то кратковременная аренда уже не кажется такой привлекательной.
Если вам нужен автомобиль не на несколько поездок и часов, а на несколько месяцев, то тогда лучше воспользоваться подпиской. Это максимально приближено к владению собственностью, но без первоначальных платежей, как при лизинге или кредите. Машина вам при этом не принадлежит, но вам не надо тратиться и на шины, и на автосервис. Отсутствие права собственности лишает и ряда обязательств, которые не всегда приятны. Клиент подписки получает услуги пакетов. Это и комфорт, и экономия, когда не надо думать и отдельно тратиться на ремонт и техобслуживание, искать шиномонтаж.
Подписка стала набирать популярность из-за роста цен в первом полугодии 2021 года на 20%, дефицита новых автомобилей на рынке, при палении реальных доходов населения на 6% в 2020 году и 4% за первую половину года нынешнего. По подписке скидки на машину могут достигать 20%, также используются спецтарифы по страхованию и ТО.
Минус по сравнению с каршерингом – срок оформления до получения машины. Он начинается от трех рабочих дней, что все же короче по сравнению с лизингом, где ждать автомобиль нужно не менее двух недель.
Если автомобиль нужен надолго и регулярно, если планируется на нем путешествовать, то тогда его надо покупать, признает Игорь Моржаретто. Альтернатива этому тоже есть: финансовый лизинг с последующим выкупом по амортизационной стоимости. Продукт очень интересный, отмечает эксперт: вроде машина твоя, но до поры до времени тебе не принадлежит.
Круг автопокупателей по старинке в собственность год от года сужается из-за роста цен. Да и среди них доля продаж в кредит достигает 47%.
Но если машина не принадлежит тому, кто на ней ездит, то возникает и ряд юридических сложностей. Например, в случае нарушения ПДД. Штрафы на машину-нарушитель приходят собственнику. А если это юридическое лицо, то и штраф выше. Тем паче, если юрлицо владеет целым автопарком: штрафы будут повышенными, как за повторное нарушение.
Исключение – лизинг: в этой схеме водитель прописан в регистрационных документах, потому и штрафы приходят ему.