Судьбы парашютистов: в катастрофе самолета под Казанью погибли 16 человек
Пострадавших в авиакатастрофе в Татарстане спецбортом МЧС доставят в московские клиники. При крушении удалось выжить шестерым, они сейчас в больницах в тяжелом состоянии. Самолет с парашютистами разбился при взлете с аэродрома ДОСААФ в Мензелинске, это в трехстах километрах от Казани. Погибли 16 человек.
Понедельник, 11 октября, объявлен в республике днем траура. Тогда же будет проходить опознание. Основной версией трагедии стал отказ двигателя. Ранее очевидцы сообщали, что проблемы с мотором начались сразу после взлета. По всей видимости, летчики пытались совершить аварийную посадку. Первоначально сообщалось, что пилоты не докладывали на землю о проблемах. Однако позже в ДОСААФ заявили, что те все-таки успели сказать о поломке мотора, но заверили, что ситуацию контролируют. Главный вопрос теперь: почему именно отказал двигатель? На аэродроме уверяют, что самолет прошел всю необходимую предполетную подготовку, и никаких предпосылок трагедии не было.
На борту самолета в этот злополучный день оказались самые разные люди: кто-то был уже опытным парашютистом, а кто-то готовился совершить свой первый прыжок.
Это последняя запись Павла Музыченко в Facebook (запрещена в РФ). Он подводил итоги года своей работы и жизни в Башкирии. В Уфу он переехал из Петербурга в связи с назначением на должность главы Конгресс-бюро региона. Еще в Северной столице влюбился в парашютный спорт. И больше не оставлял это хобби.
"Чего мне не хватает? Аэротрубы, чтобы тренировать навыки в парашютном спорте, и высотного борта, чтобы не кататься за 250 километров в братский Татарстан. Все башкирские парашютисты любят Мензелинск, но 500 километров в день все-таки многовато. Но думаю, что в скором времени аэротрубу построим, самолет купим", – смотрел в ближайшее будущее с оптимизмом Павел Музыченко.
В Татарстан Павел "катался" действительно часто. В Башкирии нет подходящих самолетов для отработки прыжков – нужна высота в четыре тысячи метров, поэтому сборы и соревнования нередко проходили в соседнем регионе. Музыченко был членом Федерации парашютного спорта республики. Утром 10 октября он поехал в Мензелинск в последний раз. Павел оказался одним из пассажиров злополучного L-410, в крушении он не выжил.
"Среди выехавших в тот день в аэроклуб Мензелинска из Башкирии было четверо. Два любителя, Музыченко и Дмитрий Дербышев – член сборной команды и трехкратный рекордсмен по парашютному спорту республики. Сейчас Дмитрий находится в больнице. Среди тех, кто выжил, и 50-летний ульяновец Вячеслав Пискунов", – сообщает председатель Федерации парашютного спорта Башкортостана Гайрат Манаев.
"Первоначально врачи подозревали перелом позвоночника. Но потом позвонил сам Слава и успокоил. И все равно меня всю трясет, – признается жена пострадавшего Неля Пискунова. – Муж увлекся прыжками с парашютом около двух лет назад. Я всегда была против, но его было не отговорить. Это была его мечта. На прыжки ездил в основном в Мензелинск. Вот и в эти выходные также отправился туда".
Аэроклуб Мензелинска вообще был популярен как среди профессионалов, так и среди любителей. На страницах в соцсетях – почти десять тысяч подписчиков. Из услуг на сайте: прыжки в тандеме для тех, кто опыта в этом спорте не имеет, курсы AFF – базовая школа парашютного спорта, и несколько видов прыжков для профессионалов.
Один из курсов в аэроклубе прошел и Динар Давлетгареев. На странице в Instagram (запрещена в РФ) – с десяток фотографий с парашютом, многие именно из Мензелинска.
"3 недели, 2 дня теории, многократные поездки – Уфа, Мензелинск, Оренбург, много часов ожидания на земле погоды. Итог: 12 прыжков. 8 уровней экзамена, и я получил право на самостоятельные прыжки. Чем немедленно воспользовался: и теперь в моей книжке парашютиста 18 прыжков", – написал отчет в Instagram Динар Давлетгареев.
В тандеме в тот день прыгали четверо – выживших среди них нет. Свой первый прыжок должен был совершить и Ильнар Гайфуллин. Сертификат ему подарили на день рождения. А вот за штурвалом самолета в тот день оказались 61-летний Александр Зыков и 60-летний Михаил Беляев. Первый – в прошлом пилот гражданской авиации, раньше он летал на больших гражданских самолетах. Беляев — бывший военный.
По словам коллег, налета достаточно у обоих. И несмотря на немолодой возраст, их считали одними из лучших пилотов клуба. Сегодня погибли оба.
"Он всегда к инструкциям относился очень внимательно. Он всегда говорил, что все инструкции написаны кровью, что нужно всегда соблюдать инструкции. Я не могу поверить, это было вне его сил что-то предотвратить", – отмечает жена пилота Галина Беляева.
С клубом в Мензелинске сотрудничал и Центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Условия и авиатехника в Татарстане подходили для тренировочной подготовки космонавтов. К ней привлекали и местных инструкторов. Уже известно: на период расследования катастрофы сотрудничество ЦПК с этим аэроклубом приостановят. Возможности возобновления тренировок проанализируют уже после расследования аварийной комиссии. Сейчас на месте работают следователи. А с родственниками погибших и пострадавших находятся психологи.