Выставка номинантов Премии Кандинского открывается в Музее современного искусства
Московский музей современного искусства и международный культурный фонд Breus Foundation открывают выставку номинантов 13-й Премии Кандинского. Победителей назовут в ноябре. Работы номинантов рассмотрела Алия Шарифуллина.
В современном искусстве больше нет смысла создавать произведения искусства. Теперь художники, как ученые, должны изучать устройство мира. Первый шаг – его измерить. Для этого Роман Сакин свою инсталляцию превратил в полигон, где все нужно отмерять и соизмерять. Линейки здесь повсюду.
"Ботинок, который крутится, и обходя по кругу это пространство, измеряет и делает его понятным. Или, например, швабра этот свой кусок пространства нам объясняет, и оно становится понятным", – рассказал Роман Сакин.
Если пространство понятное, то оно уже не может нести угрозы. Призраки не терпят измерения. Поэтому в народных культурах все пустые страшные пространства покрывали орнаментом – древнейшей измерительной системой. Своя борьба с призраками и свой метод по изучению устройства мира и у Алексея Панькина. Замершие, оцепеневшие фигуры – о генеалогии телесности.
"Много я разных интерпретаций уже видел. И кто-то Холокост в них чувствует, какое-то веяние ужаса, кто-то рембрандтовскую красоту увядания видит в работе, кто-то шествие богов. Я всему рад", – сообщил номинант Премии Кандинского Алексей Панькин.
Шестнадцать работ в номинации "Проект года", одиннадцать – в категории "Молодой художник", а также семь научных книг об истории и теории современного искусства. Все здесь – в разных стилях и форматах, техниках и технологиях, но интересы номинантов премии совпадают. Главным сюжетом их работ стало тревожное чувство современности через осмысление истории, размышления о судьбах человека, исследование техногенных и социальных катастроф.
"Что мне нравится на этой выставке, что многие работы, большинство работ, они вписаны в международный, мировой художественный контекст. Гора из противогазов Отдельного, она, безусловно, напоминает "Апофеоз войны" Верещагина из Третьяковской галереи. Или фигуры Кузькина, комната с молящимися фигурами, на мой взгляд, –это прямая отсылка уровня "Божественной комедии", – отметил учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус.
Рефреном к выставке звучит фраза из фильма Екатерины Муромцевой "В этой стране...". В своих размышлениях на тему художники опирались на подлинные документы, воспоминания очевидцев. Данила Ткаченко много лет путешествовал по заброшенным городам Дальнего Севера, исследуя феномен внутренней колонизации России.
"Меня интересует вопрос памяти сегодня. В России, мне кажется, есть проблема с памятью о репрессиях. Мне кажется, по этой причине проблематика, связанная с репрессиями или неравенством, или страхом власти, возвращается сегодня. И хотя этот проект не связан с историческим контекстом, он про сегодняшний день, про страх, который нужно преодолеть", – поделился номинант Премии Кандинского Данила Ткаченко.
Анализируя прошлое и рисуя картины настоящего, художники думают и о том, как обезопасить реальность. Они превращают воспоминания о детстве в гипертрофированные фигуры. Сооружают механизмы, которые умеют слушать и ощущать природу. Размещают автобусную остановку в глухом лесу – это убежище для потерянных и место отдыха для тех, кто хочет сделать паузу. Изучая, как ученые, устройство мира, художники сочиняют новые "мифы" и создают новые сценарии будущего.