К 145-летию со дня рождения скульптора Степана Эрьзи
Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения скульптора Степана Эрьзи. В честь юбилея в Москве откроют культурный центр, посвящённый его творчеству. О будущем "Эрьзя-центре" – Юлия Струкова.
К дому на Второй Песчаной, где скульптор Степан Эрьзя жил и работал, в день его рождения несут цветы. Здесь на цокольном этаже была его мастерская. И несколько лет назад Фонд, носящий имя скульптора, установил на доме памятную доску. Для поклонников творчества Эрьзи, которого в мире называют "русским Роденом", это место особое.
"Из этого дома он увозил свои работы на легендарную выставку 54-го года на Кузнецком мосту, которая, к сожалению, закончилась очень рано, досрочно. И потом эта выставка по сути переехала сюда, на Вторую Песчаную, и люди стояли здесь в очереди даже ночами, чтобы посмотреть это удивительное искусство", – отметила вице-президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, хранитель коллекции Елена Бутрова.
Уроженец мордовского села Баево Степан Нефедов начинал как иконописец, продолжал учебу в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Дальше самостоятельно изучал искусство в Италии, Франции. Тогда же появился псевдоним "Эрьзя" – образованный от названия мордовского этноса. В 27-м году скульптор отправился в Аргентину, где остался надолго, и создал свои лучшие работы. Использовал экзотические породы деревьев: альгаробо и кебрачо.
Это часть ствола дерева кебрачо. Весит полтонны. Плотность – как у свинца. Такие стволы вместе со всей коллекцией общим весом в 170 тонн Степан Эрьзя привез в Советский Союз в 1950 году. Через девять лет, после его смерти, коллекцию передали в Русский музей, часть стволов кебрачо оставалась во дворе дома. Тепер- это часть будущей экспозиции "Эрьзя-центра" в Москве.
"В нашей коллекции – более 25 работ, произведений Эрьзи, которые мы спасли по миру. И слепки этих произведений мы воспроизвели. Эти произведения в большей степени все разбросаны по миру: Италия, Южная Америка, Франция, Азербайджан. И мы должны понимать, что задача Фонда – это сохранение наследия произведений Эрьзи", – пояснил президент Международного фонда \искусств имени С.Д. Эрьзи Михаил Журавлев.
В экспозиции будут и слепки, и оригиналы произведений скульптора. Почти у каждой работы – своя биография, которую сотрудники Фонда восстанавливают по крупицам. Это голова Иоанна Крестителя и одновременно автопортрет Степана Эрьзи. В 1914 году фигуру Иоанна Крестителя для церкви в Феццано заказал меценат Амфитеатров. Скульптура стояла в нише церкви.
"Было снято с ниши в 60-х годах, потому что приехал какой-то представитель Ватикана и сказал, а что-то он у вас не по канонам, без бороды, давайте поставим такого, как должен быть. И убрали его в винный подвал", – добавил Журавлев.
Сотрудники Фонда находят работы скульптора по всему миру, но и вводят их в культурный оборот. Святую Тереситу Эрьзя сделал для церкви оперного театра в Буэнос-Айресе.
Много лет об этом произведении почти никто не знал. Один из самых выразительных мужских портретов "Человек из Чако" из музея Буэнос-Айреса был отреставрирован за счет средств фонда. В новом "Эрьзя-центре", что откроется в конце ноября, кроме постоянной экспозиции, будут проходить временные выставки, лекции, мастер-классы и концерты.