Человек безупречной репутации: не стало бунтаря советского кино
Не стало Владимира Наумова – блестящего кинорежиссера, сценариста, актера, продюсера, педагога, Народного артиста СССР. Вместе с другом и напарником Александром Аловым Наумов снял самые знаменитые свои картины, ставшие признанными киношедеврами. Это военная драма "Мир входящему", первая экранизация пьесы Михаила Булгакова "Бег", "Тегеран-43", "Легенда о Тиле". Владимир Наумович обладал неиссякаемой энергией, талантом, трудолюбием и творческой изобретательностью, воспитал множество знаменитых учеников. Соболезнования вдове режиссера Наталье Белохвостиковой выразил президент России Владимир Путин.
– Ты у меня такую роль сыграешь, не Ромео и не Джульетту. Ты у меня кукушку сыграешь!
Небольшая и незабываемая роль в "Гори, гори, моя звезда" – редкое появление режиссера Наумова в фильме режиссера Александры Митты.
– Он вообще настоящий кинематографист. Он знал про кино все, умел все в кино. И ничего другого его не интересовало, – вспоминает о Наумове Митта.
Первая в Советском Союзе экранизация Булгакова: Алов и Наумов мечтали снять "Мастера и Маргариту", но не получилось. Родился "Бег" – и это была параллельная кинематографическая реальность, словно бы парящая в облаках или скрывающаяся под толщей воды.
– Смешно рассказывал Борис Барнет. Он сказал: хорошо, вас двое. Не знаю, как снимать, а вы с тайной мыслью, что второй знает, как снимать, – вспоминал потом Александр Адабашьян.
АловоНаумов – так в одно слово Барнет и произносил их фамилии. Итог их творчества за 30 лет – 11 фильмов вместе. Идеальный режиссерский дуэт стремительно покорил экран. И на претензии Екатерины Фурцевой к фильму "Мир входящему": "Ну, где вы видели такие оборванные шинели у советских солдат?", фронтовик Алов отвечал: "Вы их с Мавзолея видели, а я в этой шинели 4 года протопал".
Сюжет фильма "Мир входящему" подсказало письмо немецкого мальчика в газету "Известия". Он искал русского солдата, который в конце войны помог ему появиться на свет. Окрыленные Венецианской наградой Алов и Наумов снимают "Скверный анекдот", который ложится на полку на 23 года, как "пасквиль, порочащий всю нацию и ее историческое прошлое".
Они всегда рисковали, а порой бунтовали. В 1956 году, когда снимали "Павку Корчагина", в кино лакировалось все. Но режиссеры стремились к безусловной правде: и у артиста Василия Ланового руки были в настоящих кровавых мозолях!
– Самое дорогое – жизнь прожить. Ее надо прожить так, чтобы не было мучительно больно!
"Комсомольская правда" 4 раза за месяц выступала с острой критикой Корчагина. Наумов реагировал со свойственным ему удивительным чувством юмора.
– И помимо таланта он был еще очень добрым, отзывчивым и очень смешливым человеком, – вспоминает актер Борис Щербаков. – Показным у него была немножко показная строгость. Но на самом деле он был очень добрый и отходчивый человек.
Всегда "на острие": "Тегеран-43" – настоящий политический триллер, да еще и с западной звездой – Аленом Делоном.
– Машина занята!
– Я вижу, но я опаздываю. Может, нам по пути? Месье согласен, он молчит.
– Владимир Наумович был очень въедлив, любил снимать много дублей, добиваться своего, – отмечает Игорь Костолевский. – Я не могу сказать, что это была легкая жизнь. Нет, это была абсолютно нелегкая жизнь. Но сейчас, когда прошло время, у тебя совершенно другая оптика, ты смотришь на это совсем другими глазами, понимаешь, какое это было прекрасное время.
На предложение режиссеров сочинить для фильма песню Шарль Азнавур ответил:
– Я буду писать для этой мадемуазель.
Эта мадемуазель – Наталья Белохвостикова, жена, муза Владимира Наумова. Они были почти 50 лет вместе. Всегда рядом и Наташа-вторая – дочь, ставшая и актрисой, и режиссером.
– Многие люди, которые работают в кино, они безумцы.
Это он создавал Союз кинематографистов, спасал Сергея Параджанова и Андрея Тарковского, помогал Елене Сергеевне Булгаковой вернуть архив писателя. Это была долгая и счастливая жизнь человека безупречной репутации – последнего из великого поколения советских кинорежиссеров.